Волкова Олеся Сергеевна
Как использовать технологию моделирования для развития речевого творчества детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация «Как использовать технологию моделирования для развития речевого творчества детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Как же научить детей свободному владению родным языков. С помощью каких средств? Одним средств является моделирование, одна из современных технологий познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Как использовать технологию моделирования для развития речевого творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основу описательного рассказа об явлениях природы, о животных., растения (это тема исследования Н. Н. Кондратьевой, О. В. Сомковой) составляют конкретные представления, Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятии, в повседневной жизни. Однако, чтобы дети усвоили эти представления необходимо целенаправленное обучение познавательным умением:
во-первых, чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривав поглаживать, ощупывать, нюхать, надавливать, дуть, с тем чтобы получить разнообразную сенсорную информации;
во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение и т. д.);
в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его функцией, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания (если у растения поникли листья, значит, не хватает влаги; если животное не ест, малоактивно, значит, болеет).
Одно из проявлений творчества при рассказывании — умение образно и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это отношение выражается в общем суждении («нравится — не нравится», «красивый -некрасивый»). И задача педагога показать состояние объекта, научить своих воспитанников оценивать его по внешним признакам, устанавливать причины, вызывать желание помогать (животному, растению). Важно, чтобы дети поняли, сколь значимо сохранить целостность живого организма для его нормального существования. Воспитатель побуждает детей находить точные, образные слова, выражающие чувство жалости, сопереживания, сочувствия к живому существу, удовольствия, радости от восприятия цветущего растения. Однако отношение детей всегда обращено к конкретному живому существу (скажем, к живущему в уголке природы, обогащается знанием его индивидуального своеобразия (хомяк Тиша — малоподвижен, спокоен, много ест, а хомяк Шустрик — активен, весел). Личный опыт общения с живым существом это уже дополнительное содержание в рассказе. Подмечая эти особенности, малыши придумывают подходящие клички животным, образные выражения, характеризующие привычки, типичные формы поведения, своеобразие внешнего вида (драчун, черноухий, пятнистый). Вот почему задача воспитателя развивать словарный запас детей, помогать переносить полученные представления, в адекватную жанру, речевую форму : описательный или сюжетный рассказ, загадку, пословицу или сказку.
Описательный рассказ включает в себя называние объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Последовательность изложения рассказчик выбирает, самостоятельно. Его творчество может проявляться в отборе фактов, образности характеристик, полноте и своеобразии выражения своего отношения (к растению, животному, в отборе средств языковой выразительности. Особая сложность для детей при составлении описательного рассказа определение последовательности (плана, воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае воспитатель использует модель, предметную, предметно-схематическую или схематическую. На первом этапе более применима предметная модель —набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Чтобы составит описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки : кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; мышка; собака; аквариум с рыбками; человек. Воспитатель предлагает отобрать соответствующие картинки на эту тему, Каждый играющий выбирает картинки по собственной инициативе. Так при помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь.
Если дети справляются с заданием придумать рассказ, по предметной модели, воспитатель задачу усложняет. Тем самым предоставляется большая возможность для творчества. В этом случае используются в качестве модели более схематичные изображения, имеющие обобщенные значения (предметно-схематическая модель). Скажем, по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком, можно, рассказать о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду; картинка, изображающая человека с кошкой, может обозначать: кошка живет в доме человека, человек любит ее, ухаживает за ней, заботится и т. д. В отличие от предметной, предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений; например, «кошка», «радуга», «тарелка», «человек». Их можно использовать для рассказа о разных объектах (растениях и животных).
И предметная, и предметно-схематическая модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с наборами моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети будут упражняться в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели.
Список литературы.
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 1991
2. В. И. Логинова, А. И. Максаков / «Развитие речи детей дошкольного возраста» - М. : Просвещение, 1984г.
3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л. В. Русскова. - М. : Просвещение, 1986г.
4. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. -СГЉ. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002г.
5. Статья Акимовой Г. Е. предоставленная психологическим центром «Адалин»
6. Энциклопедия развития и обучения дошкольника — СПБ. : «Нева»2004г.
7. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада»- М. : Просвещение, 1981г.