Елена Киба
Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. "
Дошкольный возраст
— это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
Публикация «Консультация „Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:
• Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
• 2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
• 7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
• 9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
• 11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
• 2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.
• к 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
Существует множество причин, которые могут помешать ходу речевого развития ребёнка. Вот основные:
• соматическая ослабленность;
• замедленное психофизическое развитие;
• отягощенная наследственность, травмы;
• неправильное строение органов речевого аппарата;
• невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
• двуязычие в семье и др.
Соответственно речевые нарушения детей распределяют на три группы:
1 группа – дети с фонетическими нарушениями речи. Они, как правило, не произносят отдельные звуки. Других отклонений не наблюдается.
2 группа – дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Ребенок в этом случае не только не произносит звуки, но и плохо их различает, не понимает артикуляционной и акустической разницы. Таким детям не дается звуковой анализ, им тяжело учится читать и писать, в устной речи они переставляют слоги, «проглатывают» окончания в словах.
3 группа – это дети с общим недоразвитием речи. Такой ребенок не различает звуков, не сливает их в слоги, бедный лексический запас, связная речь отсутствует. Если малышу не оказать вовремя специальную логопедическую помощь, то в дальнейшем возможны серьёзные проблемы в коммуникационной сфере.
Соответственно нарушениям речи у детей выделяют три уровня общего недоразвития речи (по Р. Е. Левиной, если сохранен физический слух:
Первый уровень:
ребенок в возрасте 5-6 лет не разговаривает, издает только непонятные звуки, которые сопровождаются жестами.
Второй уровень:
ребенок употребляет только общие слова, некоторые грамматические формы, но речевые возможности существенно отстают от нормы.
Третий уровень:
фразовая речь у ребенка развернутая, но присущи некоторые фонетико-фонематические и лексико-грамматические дефекты. В общение вступает только в присутствии взрослых.
Речевые нарушения существенно влияют и на остальные психические функции ребенка. Как правило, такие дети имеют неустойчивое внимание, которое тяжело распределяют. Мышление тоже отличается, особенно словесно-логическое. Им тяжело дается анализ и синтез, сравнение и обобщение. У таких детишек могут наблюдаться плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость. Очень тяжело ими воспринимаются словесные инструкции. Особого внимания требует мелкая моторика рук.
Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.
Педагогам в дошкольном образовательном учреждении следует обращать внимание на речь детей и давать рекомендации родителям. Либо направлять родителей к учителю-логопеду ДОУ, а он в свою очередь направит родителей и ребёнка к нужным специалистам. Так же педагоги обязаны выполнять рекомендации учителя-логопеда по закреплению звуков в речи детей и следить за их произношением.