Получи документы

Консультация для воспитателей «Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста»

татьяна пынкова
Консультация для воспитателей «Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Появление новых слов в речи детей и называют словотворчеством.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний", другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).

Публикация «Консультация для воспитателей „Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Есть замечательная книга К. И. Чуковского "От двух до пяти”, где собрано много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, подслушанных писателем в разное время, или присланных ему читателями.

Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".

Давайте посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей.

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова : а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

"Слова-о с к о л к и" :

1. Лепь (то, что слеплено) : "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"

2. Пах (запах) : "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?"

3. Прыг (прыжок) : "Собака прыгнула большим прыгом"

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом") : "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?"

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки) : "Пурга кончилась, остались только пургинки".

2. Рваность (дырка) : "Я не вижу, где на кофточке рваность" .

3. Светло (свет) : "На полу кусочек светла" .

4. Помогание (помощь) : "Самому одеваться, без помогания?" .

5. Правдун (говорящий правду) : "Я - правдун!"

6. Пахнота (запах) : "Зачем меня водите в эту пахноту?"

7. Сухота (сухость) : "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?"

8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый") : "Это бурый медведь - смотри, какая бурота"

9. ИмЕтель (тот, кто имеет) : "Я иметель сала"

10. Страшность (страшное) : "Не рассказывайте про ваши страшности"

11. - Вы и шишку польете?

- Да.

- Чтобы выросли шишенята?

Окончание "ята” мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:

- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

- Огонь и огонята! Огонь и огонята!

Увидел картину с изображением мадонны:

- Мадонна с мадонёнком.

"Синтетические слова" :

1. ВорунИшка - вор и врунишка.

2. Бананас - банан и ананас.

3. Вкуски - вкусные куски.

4. Бабезьяна - бабушка обезьяны.

В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных: ледоколить ("ледокол, он ледледоколит", почайпить ("мы уже почайпили", "огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!", мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина, всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д. ?

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", - отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и поэтому для окружающих людей "новое" слово ребенка является откровением.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.

Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.

Например,

Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:

- Мама, мама, какой ползук!

И этим окончанием ук великолепно выразила свое паническое отношение к чудовищу. Не ползеныш, не ползушка, не ползунчик, не ползатель, а непременно ползук! Конечно, этот ползук не изобретен ребенком. Тут подражание таким словам, как жук и паук. Но все же замечательно, что для данного корня маленький ребенок в один миг отыскал в своем арсенале разнообразных морфем именно ту, которая в данном случае наиболее пригодна.

Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:

- Вот притонула, а вот и вытонула!

Трудно не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть не то что утонуть, это - утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть.

Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и потому Чуковский называет ребенка "величайшим умственным тружеником нашей планеты”.

Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь - выработка речевых шаблонов и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже мы слышим "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Стихи

***

Очень мамочку свою я люблю

Улыбнется мама всем

Ведь мамуля лучше всех.

Принесет она успех

И в обиде и в беде

Мама выручит везде.

Витя К.

***

Зима- красавица пришла

И Мишке спать уже пора

Но бедному голодному

Не как не уснуть.

Арина К.

***

Бом-1! Бом-2!

Бом-3! Бои-4!

Бом-5!Бом-6!

Бом-7!Бом-8!

Бом-10!Бом-11!

Бом-12

Колокол в часах устал.

Вот и Новый год настал!

Артём О.

***

Родина- слово дороже всех!

Родина –это уже не смех!

Феликс К.

Загадки

Прыгает ловко,

Любит морковку,

Но не зайчик.

Живет с человеком

Мягкий пушистый,

Но не кошка.

(Кролик)

Марина В.

Это что такой за зверь,

Спит в берлоге

В зимний день?

(Медведь)

Вика В.

Рыжая плутовка в лесу живет

Курочек ловит, с зайчиком воюет.

(Лиса) Данил Е.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование игр и игровых упражнений для речевого развития детей младшего дошкольного возраста» За первые годы жизни малыши проходят огромный путь в своём развитии. Этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка.

Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Консультация для воспитателей «Развиваем словотворчество» Термином «детское словотворчество» обозначают распространенное явление детской речи. Оно характерно для детей с 3 лет дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста» Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую.

Консультация для воспитателей «Круги Луллия» как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей по теме: «Круги Луллия» как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста» «Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста». «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Консультация «Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста» Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.

Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста» "Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. "Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного.

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь является одним из важнейших критериев общего развития ребенка дошкольного возраста.

«Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Словотворчество – как форма речевого развития детей дошкольного возраста Консультация для родителей Детская речь изумительна, забавна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 20:28
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна пынкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД