Варвара Плющева
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре.
В. В. Плющева – воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области.
Семья – это одна из величайших ценностей мира, человеческого бытия. Это та среда где ребенок получает самые важные, значимые задатки, физического и духовного, социального и психического развития, первые знания об окружающей действительности и обществе в целом, элементарные навыки самообслуживания, умения во всех сферах жизнедеятельности ребенка.
Публикация «Публикация „Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре“» размещена в разделах
В современном обществе дети окружены инновационными технологиями, оборудованием. Они часто слушают современную музыку, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Современное поколение детей мало знакомо с праздниками, ценностями, традициями и обычаями прошлых поколений. Они плохо знают народные сказки, костюмы, утварь, предметы домашнего обихода, не понимают значений исконно русских слов.
На сегодняшний день особо актуальным является приобщение детей к русской культуре, к ее истокам, обычаям, традициям. Очень важно воспитывать патриотические чувства к своей отчизне.
Изучение народной культуры в современном мире представляет одно из наиболее актуальных направлений дошкольного воспитания. Народ – это добрый и мудрый учитель, который создал и ввел в историю разнообразные потешки, поговорки,прибаутки, дающие необходимые знания ребенку об окружающем мире. Именно народная культура воспитывает в ребенке те основные качества личности как трудолюбие, доброта, любовь к ближним, милосердие, верность Родине. [1]
Каждое поколение оставляет за после себя след в истории, в развитии культуры народа. Все, что мы узнаем, останется с нами всю оставшуюся жизнь и передается нашим потомкам.
Знакомство с русской народной культурой детей дошкольного возраста начинается с фольклора, с устной народной словесности. Применение разного жанра фольклора с раннего возраста формирует гармоничную и интеллектуально развитую личность. Показывая ребенку всю красоту окружающего мира и многообразие человеческих чувств, фольклор пробуждает в ребенке аналогичные чувства. Русские народные сказки,
поговорки, скороговорки, пословицы, потешки, считалочки, загадки – всегда неразрывно связаны с народным наследием русской культуры. [2]
В русском народном творчестве подробно отразились черты русского характера, присущие русскому народу духовные ценности, представления о доброте, верности, любви. Благодаря этому фольклор является незаменимым источником познавательного, духовного, социального и нравственного развития дошкольников.
В своей работе я часто использую такие виды народного творчества как пословицы, поговорки, сказки, народные мудрости.
Пословица - это краткое мудрейшее изречение, имеющее законченную мысль. Пословицы служат богатейшим источником интеллектуального и духовного развития, несут в себе незаменимый смысл бытия.
Поговорка – это лишь малое суждение, в ней нет выводов и умозаключений. Поговорка является кладезем народного творчества. Во многих произведениях русской культуры, в народных сказках часто встречались поговорки, доносящие до слушателя скрытый смысл.
Сказка – это сокровищница русской культуры, народной мысли, один из любимейших жанров детей. Именно со сказок начинается знакомство с окружающей действительности, с миром чувств и взаимоотношений, с миром добра и зла, верности и любви, милосердия и сострадания. Именно сказка вызывает в ребенке те чувства, которые формируют в нем доброту, милосердие, дружелюбность, трудолюбивость.
Народная мудрость - это часть русской народной культуры, через которую ребенок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа. Народная мудрость помогает детям в преодолении трудностей, в решении нестандартных задач.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью педагог может установить неразрывную эмоциональную связь с ребенком.
Все виды народного творчества являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, яркой индивидуальности.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что фольклор, народное искусство помогает детям в познании окружающего мира, воспитывает в них основные чувства, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к окружающим людям, в точности ко взрослым.
Благодаря взаимодействию специалистов нашей дошкольной организации, не только дети, но и родители и педагоги получают массу положительных эмоций, приобщаются к совместным мероприятиям, участие в проектной деятельности, посещение музеев, выставок,
Литература:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007.
2. Шорохова О. А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006г