Алена Эверстова
Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам ИКТ на изучении традиции народа саха»
Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.
Публикация «Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Народная педагогика – педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно – это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. [1, с. 166]
Воспитание у дошкольников духовно-нравственных качеств происходит в педагогическом процессе при использовании средств народного воспитания. Основными средствами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания являются природа, игра, слово, традиции, быт, искусство.
Значительный вклад в разработку теории народного воспитания внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания способствовали работы Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова.
Актуальность темы работы обуславливается приобщение детей старшего возраста к духовно-нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, как важного для сохранения самобытности общества. Важным, эффективным средством работы в данном направлении может служить использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Цель работы - способствовать формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ по обучению якутской национальной культуры.
Предмет исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Новизна исследования – Использовать информационно – коммуникационную технологию по обучению национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Л. С. Коршунова подчеркивает, что обучение посредством ИКТ для детей становится более привлекательным и захватывающим. Например, в работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У дошкольника лучше развивается непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, ведь ИКТ-материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции [2, c. 55]
В нашем в детском саду ведется определенная работа по региональному компоненту разработана система комплексов занятий, презентаций. Разрабатываем и используем собственные авторские программы.
В группе ДОО педагоги используют разнообразное оборудование это; компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофоны, видео и фотокамеры, принтеры, телевизоры с DVD приставками. Использование воспитателем ИКТ в любой группе детского сада позволяет не только обогащать знания ребенка, использовать компьютер для более полного ознакомления его с предметами и явлениями, находящимися за пределами его собственного опыта, но и повышает общую креативность ребенка. Мы сделали презентации по следующим темам;
• Якутский фольклор (Осуохай, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, тойук).
• Якутские музыкальные инструменты (хомус, кырыымпа)
• Внутреннее убранство якутского балагана (постельные принадлежности, мужская и женская якутская национальная одежда, украшения, обувь).
• Домашняя утварь, изделия из дерева и бересты.
• Животноводство (крупный рогатый скот, коневодство, конское убранство).
• Мясо, рыба, молочные продукты, якутская национальная кухня.
• Ягодные растения, деревья Якутии.
• Виды рыб и рыбалка в Якутии
• Птицы и дикие животные Якутии.
• Игрушки и игры народа саха.
• Ысыах, коновязь.
• Знаки обрядов по месяцам.
• Красная книга Якутии
• «Ытык кэрэ сирдэр»
Данные темы разделов взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой, двигательной, музыкальной.
Семья занимает ведущее место в воспитании ребенка, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, природе. В работе с родителями используются такие формы как родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки, сшили детям национальный костюм. Дети совместно с родителями активно участвуют в конкурсах рисунков, выставках, в развлечениях, в организации мини-музеев. В детском саду проводили проектную деятельность о традиции народа саха, о природе Якутии, о якутской национальной кухне и др. Дети защищали свой проект. Было очень интересно и увлекательно.
В группе оформлен центр «Мой город Якутск». Содержание центра включает в себя подборку иллюстраций, альбомов, художественную детскую литературу, наборы открыток, фотографии, куклы в национальной одежде разных народов, макет балагана и предметы быта. Каждую среду дети и педагоги одевают национальный костюм проводят беседы, занятия, игры по якутскому фольклору. Так же в нашем детском саду есть якутский балаган с разнообразной утварью и камельком, где дети очень любят послушать разные якутские сказки, отгадывать загадки, народные песни отрывки из олонхо, слушают «музыку природы» пение птиц, журчание воды, и др. Пополнен природным материалом наш экологический центр «Природа Якутии», куда дети имеют возможность свободного доступа (рассматривают через лупу растения, трогают на ощупь листья брусники, березы, шишки). Родители и дети летом собирали гербарии лекарственных трав, листья, шишки, разные диковинные камешки.
В итоге года мы показали сказку «Уоттаах чыычаах» и «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» нас снимали по НВК Саха где наша сказка транслировалась по Республике.
Таким образом, приобщение к народной культуре является одним из актуальных проблем нравственного воспитания. Приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям проходит успешно лишь тогда, когда ребёнок с детства имеет возможность восприятия родной национальной культуры.
Ключевые слова:
Этнопедагогика - (от греч. ethnos народ pedagogike наука о воспитании детей).
Традиция - tradition
Национальная культура - national culture
Список литературы
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М. ; Академия, 1999. С. 166
2. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршунова. – М. : Аспект-Пресс, 2009. С. 51
3. Хатылаева В. А. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). – Якутск. ; Бичик, 1994
4. Федоров И. Г., Васильев П. К. Уклад жизни народа Саха. – Якутск. ; Бичик, 2012. С. 13 – 123.