Татьяна Рахманова
Представление педагогического опыта «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание экологической культуры детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий».
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Дети дошкольного возраста очень любознательны по своей натуре, а особенно они проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Этот интерес необходимо развивать: учить детей быть наблюдательными к явлениям природы, воспитывать любовь к ней, приучать заботится о растениях и животных. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно при условии того, что у детей будут сформированы хотя бы элементарные знания о ней.
Публикация «Представление педагогического опыта „Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Воспитание экологической культуры детей – одно из самых важных направлений в современном образовательном процессе. В период дошкольного детства закладываются первые основы формирования экологической культуры, подразумевающие образовательный процесс, направленный на:
- усвоение экологических знаний;
- воспитание бережного отношения к природе;
- умение замечать явления и особенности окружающего мира.
Формирование у детей дошкольного возраста ответственного отношения к окружающему миру – длительный и сложный процесс, но он будет более эффективным, если в практике будут использоваться различные сочетания форм и методов обучения: воспитательно-образовательная и проектная деятельность педагогов и воспитанников, экологические игры и природоведческие экскурсии.
Экскурсия является обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры дошкольников. Она способствует формированию правильного и осознанного отношения к различным объектам и явлениям природы, к окружающему миру путем получения элементарных экологических знаний и умений, характерных для данного возраста. Экскурсия развивает наблюдательность и интерес к природе, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе. Ребенок, умеющий видеть красоту природы, заботящийся о ней, так же милосердно будет относиться и к окружающим людям.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формирование элементарных представлений о живой и неживой природе;
- развитие любознательности, творческой активности, познавательного интереса;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру в целом.
Таким образом, работа педагога в ходе проведения природоведческих экскурсий, так же как и при проведении любой образовательной деятельности, направлена на реализацию трех основных задач: образовательной, воспитательной и развивающей.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной темы.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Экологическая культура – это культура единения человека с природой. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период в детях закладывается представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде для здорового образа жизни. Вот почему так важно научить ребенка беречь природу, видеть ее красоту. Экологическое образование сопровождает человека на протяжении всей жизни:
- в раннем детстве формируются начальные представления о живой и неживой природе;
- в школе происходит понимание целостной картины мира;
- во взрослом возрасте наступает чувство ответственности за состояние природы, помогающее осознать необходимость личного участия в сохранении природы и улучшении её состояния.
Чем раньше начнется работа с детьми по формирование основ экологической культуры, тем эффективнее будет ее результат.
Экскурсия – одно из средств формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Природоведческие экскурсии дают детям возможность видеть растения и животных в естественной среде их обитания, проследить сезонные изменения в природе.
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника:
- формируются основы понимания окружающего мира,
- воспитываются эстетические и нравственные качества,
- пробуждаются добрые чувства.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе и ко всему окружающему – значит растить будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Целью моей работы по данной теме является изучение особенностей воспитания экологической культуры детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность экологической культуры;
- рассмотреть природоведческие экскурсии как средство воспитания у старших дошкольников экологической культуры в образовательном процессе;
- провести диагностику экологической культуры детей 6-7 лет;
- разработать серию природоведческих экскурсий, направленных на воспитание экологической культуры старших дошкольников.
3. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Природоведческая экскурсия – это знакомство с природой в естественных условиях. Для детей экскурсия - это путешествие, которое создает хорошее настроение, определенные эмоциональные ощущения. Дети в непринужденной обстановке усваивают необходимый материал, становятся веселее, общительнее.
В воспитании любви к природе важную роль играют взрослые: педагоги и родители. Детям необходимо объяснять, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, дети, более сильные и должны защищать растения и животных. Необходимо на примерах показывать, что растения беззащитны - не защищаются, не издают звуки, не двигаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться и обязательно погибнет. Следует обращать внимание детей на изменения, которые происходят с тем или другим растением, а также выяснить их причины.
Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: «Не обижай животное!», «Не трогай растение!». Такими запретами не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами личными примерами, обсуждая поведение ровесников, создавая и обыгрывая различные проблемные ситуации. А главные наставники – это взрослые, прежде всего - родители. Если поведение родителей либо воспитателей противоречит этическим представлениям ребенка, то он начинает сомневаться: так должно быть или так делать не обязательно?
Недостаточно сформированная экологическая культура у родителей и недостаточное использование экскурсий в природу – главная проблема воспитания экологически грамотного ребенка, гуманно относящегося ко всему окружающему. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе. Иногда мы наблюдаем, как ребенок заботится о растении или животном дома, а за его пределами наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста гуманно относился ко всему живому, чтобы дети приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь все, что их окружает.