евгения кабанова
Проект «Птички-методички для воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птички методички для воспитателей»
Подготовила воспитатель первой категории :Кабанова евгения Александровна
МКДОУ детский сад №1
Проект «Птички-методички» воспитателям детских садов
Проект «Птички-методички» для детей старшего дошкольного возраст
Воспитатель : Кабанова Евгения Александровна
Вид проекта : познавательный
Публикация «Проект „Птички-методички для воспитателей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема: недостаточные представления о птицах у детей.
Цель: Познакомить детей с жизнью птиц, формировать представления о птицах.
Актуальность: Птицы - окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В зимнее время птицам сложно прокормиться, некоторые погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни. Воспитать любовь к живым существам и желание помогать им, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Задачи:
• Познакомить с внешним видом птиц, их названиями;
• Воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить);
• Способствовать развитию познавательного интереса и любознательности; учить наблюдать за птицами;
• Упражнять в звукоподражании голосам птиц;
• Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Расширять и обогащать словарный запас на тему «Птицы»;
• Формировать у детей потребность в двигательной активности через подвижные игры;
• Привлечь родителей к изготовлению кормушки для птиц
Планируемые результаты:
• Дети проявляют интерес к окружающему миру природы;
• Участвует в наблюдении за птицами через окно и на прогулке;
• Отвечают на вопросы в беседе о птицах, выполняет поручение взрослого;
• Может по просьбе взрослого рассказать об изображенной на картинках птице;
• С интересом слушает рассказ воспитателя о жизни птиц;
• Может показать части тела птиц;
• С интересом играет в пальчиковые игры;
• Разучивает стишки и потешки на тему: «Птицы».
Подготовительный этап:
• Сбор информации;
• Отбор художественной и познавательной литературы;
• Подбор иллюстраций по теме;
• Приобщение родителей на изготовление кормушек для птиц ;
• Размещение кормушек на территории детского сада;
• Кормление и наблюдение с детьми за птицами, их повадками;
Основной этап:
Работа с детьми:
Утренняя гимнастика: «Птицы»
Пальчиковая гимнастика: «Сорока-белобока»; «Цыплятки»; «Ути-ути…»; «Совушка-сова» и др. физкультминутки.
Беседа: «Птицы зимой»; «Как помочь птицам зимой»;
Дидактические игры: «Узнайте птицу по описанию»; «Кто, что ест?»
Подвижные игры: «Воронята»; «Птички»; «Птички в гнёздышках»; «Птички и автомобили»; «Совушка» и др.
Гимнастика пробуждения: «Птицы»
Социально-коммуникативное развитие: «Маленькие и большие зёрна для птиц» Комплексные занятия
Познавательное развитие:
• Птицы зимой. Игра: «Какие бывают птицы»
• Дидактические игры;
• Покормим птичек. Игра «Что делают птички». Комплексные занятия
Речевое развитие:
• Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
• Разгадывание загадок по теме;
• Чтение художественной литературы: сказка «Гусь и журавль»
Художественно-эстетическое развитие:
• Музыкально – дидактические игры: «Тихие и громкие голоса птиц».
• Рисование «Снегирь»
• Лепка «Ягодки для птичек».
Физическое развитие: Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
Работа с родителями:
• Приобщение родителей на изготовление кормушек для птиц 2-3;
Заключительный этап:
• Проведение беседы «Птицы зимой, какие они» рассматривание иллюстраций птиц;
• Проведение беседы — наблюдения во время прогулки на территории детского сада;
Результаты проекта :
• Дети познакомились с внешним видом птиц, их названиями;
• Дети получили элементарные знания о том, как проявлять заботу, бережно относиться к птицам, увидели. Как нужно кормить птиц;
• Проект способствовал развитию познавательного интереса и любознательности; научился наблюдать за птицами;
• В ходе проекта у детей появился интерес в звукоподражании голосам птиц;
• В ходе проекта происходило дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук;
• Расширился и обогатился словарный запас на тему «Птицы»;
• У детей сформировалась потребность в двигательной активности через подвижные игры;
• В ходе проекта были изготовлены кормушки для птиц.
Приложение 1
Беседа «Птицы зимой – какие они?»
Цель: дать знания о зимующих птицах нашего края: о внешнем виде, особенностях.
Воспитатель – Какое время года сейчас у нас наступило? (ответы детей)
Пришла зима. Хлопочет:
Укутала в снега, все кочки и пенечки.
Скамейки и стога, зима велела дубу
Накинуть пышный мех, краснеют свиристели
На веточках берез, они не улетели.
А выдержат мороз?
- Ребята, а как природа приготовилась к зиме? (реки покрылись льдом, деревья сбросили листву, дни короткие, холодно, птицы улетели, звери залегли в спячку, сменили шубу, запаслись на зиму запасами)
-Как называют птиц, которые улетают зимовать? (перелетные)
- А вы знаете, что не все птицы улетели в теплые страны, есть и такие, которые остались зимовать. Их называют зимующими. Посмотрите, пожалуйста. (показ иллюстраций)
Снегирь. У этой маленькой птицы удивительная окраска в стихах их называют красными яблочками. А как вы думаете, почему (потому что у них красная грудка)
Воробей. Небольшая птица светло-коричневого окраса. Живёт в наших краях и летом, и зимой. Живут они в городах, семьями.
Синица. Птицы с черной шапочкой и желтым оперением. С наступлением холодов перебираются ближе к человеку.
Дятел, обычно обитает в лесах, но можно встретить и в населенных пунктах. Оперение его черно-белое. Они известны тем, что своим твердым клювом выдалбливают дупла, тем самым помогая деревьям: они уничтожают всяких букашек и червячков, поэтому дятла называют санитаром леса.
Физкультминутка :«Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Голуби. Все мы знаем голубя и его внешний вид. Птицы очень верны своему месту, и живут семьей.
Сорока. Черная птица с белой грудкой. Она очень умная. Некоторые виды этих птиц способны имитировать звуки человека.
Вороны. Крупная птица, часто живет в городах и селах. Имеет черно-серый окрас. Подобно сорокам они очень умны. На свою территорию они не пускают никого.
Филин. Это очень редкая зимующая птица. Хищная. Она легко переносит зиму.
Сова. Подобно филину, сова- хищная птица. Имеет рыхлое оперение, поэтому ей тепло. Крупная птица.
В суровые морозы птицы стараются избегать полетов, так как когда они раскрывают крылья, у них теряется много тепла.
-Вот так, ребята, мы сегодня посмотрели основных зимующих птиц нашего края. Кого вы запомнили? В чем их особенности? (ответы детей)
-Молодцы, на этом наше занятие заканчивается.
Беседа «Как помочь птицам зимой?»
Цель: рассказать детям о том, чем питаются птицы, как им можно помочь в зимнее время года.
-Добрый день, ребята. Отгадайте загадку.
Мама из крупы сварила,
Посолила, подсластила.
Эй, ну где же ложка наша!
Так нужна на завтрак (каша)
-правильно, ребята, а что такое каша? (это еда)
-да. А когда мы едим кашу? (на завтрак). Какие приемы пищи еще бывают? (обед, полдник, ужин). Верно. Мы нуждаемся в еде. Мы едим для того, чтобы мы могли бегать, играть, заниматься на занятиях. А вы знаете, кто еще нуждается в еде? (ответы детей). А еще в еде очень нуждаются зимующие птицы. Давайте вспомним, кто такие зимующие птицы? (те, которые пережидают у нас зиму). Правильно. А давайте подумаем, чем питаются птицы? (ответы детей, я вам сейчас расскажу.
У снегирей основным кормом являются семена ели, сосны, ели, ягод, в основном, рябины, почки деревьев. Очень любят они покушать. Воробьи питаются зернами, а также вредными насекомыми. Синицы питаются личинками насекомых и гусениц. С наступлением холодов эти птицы перебираются поближе к людям, где питаются остатками пищи или лакомятся едой с кормушки. Дятлы, как мы уже говорили, помогают деревьям, уничтожая личинок и насекомых, которые вредят деревьям. Тем же они и питаются. Так же они питаются семенами хвойных растений. Голуби, сороки, вороны всеядны. Они могут как питаться с кормушек, так и питаться на помойках. А филины и совы – хищные птицы. Филины питаются мелкими животными: зайцами, мышами, белками, а бывает, даже охотятся на кабанов. Сова так же охотится на мелких животных.
-Ребята, как вы думаете, птицам легко добывать пищу? (нет). Если птицы будут голодать, то им очень трудно пережить холода. Они могут даже умереть. Ребята, как же мы можем им помочь? (подкармливать их, изготавливать с родителями кормушки).
-Да, ребята, давайте не дадим нашим пернатым друзьям замёрзнуть в это непростое для них время. Будем помогать им.
Приложение 2
Рисование «Снегирь»
Цель: Учить детей рисовать снегиря. Совершенствовать технику рисования гуашью: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на листе).
Оборудование: игрушка-снегирь, картинка с изображение снегиря, образец, листы бумаги голубого цвета с веткой (на каждого ребенка, принадлежности для выполнения рисования (кисти, стаканчики с водой, гуашь, салфетки, подставки для кистей, простой карандаш, магнитофон, подарки для детей.
Методы и приемы: обследование предмета, показ образца, показ приемов изображения, словесное объяснение, анализ работ, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям.
Ход образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу. Ребята, посмотрите, сколько много гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.
-Встанем вместе дружно в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
От наших улыбок стало светлее и теплее вокруг.
(Звучит звукозапись «Звуки природы»).
-Ребята, что вы слышите? (пение птиц)
- Каких птиц вы знаете? (дети называют птиц)
-Я сегодня утром шла в детский сад и ко мне на крыльце подлетела красивая птичка и попросилась к нам в гости. Она сейчас здесь.
-Отгадайте загадку и узнаете, что это за птица.
Загадка:
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
-Правильно, это снегирь! (показ игрушки-снегиря)
-А как вы догадались, что это снегирь?
-Ребята, а снегирь перелетная птица или зимующая?
-Что вы знаете об этой птице?
-Снегирь – первый вестник зимы, свое название получил от слова – снег. Чаще живет снегирь в хвойных лесах. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.
-Ребята, снегирь прилетел к нам не просто так, а за помощью. Вы все знаете, что скоро Новый год. Снегирь хотел бы сделать подарки своим друзьям и просит нас ему помочь. А как мы можем ему помочь? (ответы детей)
-Давайте, нарисуем его друзей, что бы ему не было скучно. Согласны?
- У меня есть иллюстрации с изображение снегирей. Давайте их рассмотрим.
-Скажите, какие части тела есть у птицы? Что это? Как называется эта часть тела? ( Дети называют: голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапы, глаза)
-Я покажу, как мы будем рисовать снегиря на веточке. Сначала мы с вами будем делать набросок простым карандашом, а потом раскрашивать гуашью.
Показ:
-Какая самая большая часть тела у снегиря? (туловище)
-Какой оно формы? (круглой)
-Нарисуем круг над веточкой, так как снегирь у нас будет сидеть на ветке, в центре листа. (рисую круг)
-Что мы нарисуем дальше? (голову)
-Какой формы голова? (круглая)
-А голова больше или меньше туловища? (меньше)
-Где мы ее нарисуем? (рисую круг меньше)
-Что затем нарисуем? (хвост)
-Какой он формы? (прямоугольной)
-Где мы его нарисуем? (с противоположной стороны)
-Хвост нарисуем немного короче туловища.
-Что еще нарисуем? (крыло)
-Какой оно формы? (треугольной)
-Где мы нарисуем крыло? (птичка сидит, она прижала крылья к телу, мы нарисуем крыло прямо на туловище)
- -Что еще есть у птички? (лапки)
-Какие лапки у снегиря? (коротенькие, маленькие)
-Лапки мы будем рисовать вот так, как треугольник. (рисую лапки)
-Что еще мы не изобразили? (клюв)
-Какой клюв, длинный или короткий? (короткий, толстый)
-Какой он формы? (треугольной)
-И последнее мы нарисуем (глаза)
-Сколько глаз мы нарисуем? (один)
-Почему? (потому что птичка сидит боком и у нее видно один глаз, а другой мы не видим, так как он с другой стороны)
-Какой он формы? (круглой)
- Мы нарисуем в конце нашей работы гуашью.
А чтобы у нас снегири получились как живые, нужно представить себя в роли этой удивительной птицы. Давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка: «Снегири»
1,2,3-все мы птички посмотри.
Вот летели птички, птички-невелички.
Все летали и летали, крыльями махали.
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю как зернышки люблю.
Перышки почистили, чтобы были чище.
Вот так, вот так, чтобы были чище.
-Молодцы, ребята. Как вы ловко превратились в птиц.
Ребята, какими красками мы раскрасим птичку? (грудку красной краской, а голову, крыло, хвост, клюв и лапки черной) Показ.
-А белой краской дорисуем снегирю глаз. (показ)
-Вот какой красивый снегирь у нас получился. А сейчас мы нарисуем его друзей. (Звучит музыка «Звуки природы», дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель помогает)
-Какие красивые снегири у вас получились!
На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев снегирей!
-Снегирь очень рад, благодарит вас за помощь.
-Что мы сегодня с вами делали? Кого рисовали? Для кого рисовали?
Вы сегодня молодцы! Не бросили птичку в беде, а согласились ей помочь.
-Сегодня мы с вами возьмем на прогулку корм для птиц и покормим их.
Приложение 3
Лепка «Ягоды для птиц»
Цель: Учить детей лепить из пластилина веточку рябины, учить детей узнавать знакомых птиц.
Задачи:
1. Обогащать знания детей работы с пластилином, совершать ладонями круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.
2. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц.
3. Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту родного края.
4. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботится о птицах; аккуратность и внимательность.
Материал: пластилин оранжевого цвета, разделённый на кусочки средней величины; игрушка – птичка; рябина на ветке, корзинка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра на звукоподражание «Кто как кричит?», подвижная игра «Птички в гнёздышках», пальчиковая игра «Сорока-белобока».
Ход работы:
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, вносит игрушку –птицу.
Воспитатель : Кто это? (воробей)
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воробей остаётся зимовать?
Воспитатель : Послушайте стихотворение про воробья.
(Воспитатель читает стихотворение).
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чив.
***
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.
Воспитатель проводит дидактическую игру на звукоподражание «Кто как кричит».
Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Воспитатель :
Ребята, чтобы воробьи не голодали зимой, давайте с вами поможем им и вылепим из пластилина ягоды рябины. Посмотрите, как я буду сейчас делать ягодки. Я сначала отщипну от большого куска пластилина маленький кусочек и скатаю его в шарик. Покажите, как нужно двигать ручками, чтобы получился шар? (Дети выполняют кругообразные движения ладонями). Затем готовую ягодку и прикрепляю на веточку рябины, надавив пальчиком на пластилиновый шарик. Вот и получилось у меня красивое и вкусное угощенье для воробья. А теперь приступаем к работе.
Итог.
Воспитатель предлагает рассмотреть готовые работы (даёт только положительную оценку). Дети угощают воробья. Воробей благодарит детей, говорит, что ему у ребят очень понравилось в гостях, но ему надо вернуться домой. Дети складывают свои рябинки в корзинку, провожают его.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Птички в гнёздышках».
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. (электронный ресурс)
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологи». 2001г.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ». (электронный ресурс)
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. (электронный ресурс)
5. Соломенникова О. А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г
6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В.
Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. (электронный ресурс)
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. Мозаика-Синтез, 2007.
10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
11. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в сладшей группе детского сада. – М. : Баласс, 2001.