Полищук Елена
Псохолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар на тему:
«Психолого – педагогические основы общения воспитателей с
детьми в раннем возрасте».
Цель: Углубление знаний воспитателей о психолого – педагогических основах общения и участие их в обсуждении по проблеме педагогического общения.
Форма проведения: семинар.
Участники: педагоги МДОУ.
Подготовительная работа: подбор информации по теме.
План проведения:
1. Теоретические основы педагогического общения :
- Функции общения;
Публикация «Псохолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми в раннем возрасте» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Средства и формы общения воспитателя с детьми;
2. Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста.
- Краткая характеристика раннего возраста;
- Развитие общения со взрослым детей раннего возраста;
- Ситуативно – деловая форма общения;
3. Подведение итогов.
Ход семинара:
1. Вступление:
(Выступление педагога ДОУ) :
Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
1.1. Теоретические основы педагогического общения.
Функции общения.
(Выступление педагога ДОУ) :
Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Выделяют несколько функций общения :
• Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
• Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
• Изначальный инструмент познания всего на свете.
• Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
• Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения физиологических и психологических потребностей (потребность в положительных эмоциях).
1.2. Средства и формы общения воспитателя с детьми.
(Выступление педагога ДОУ) :
На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.
1. Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих.
2. Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого.
3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения.
4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы.
2. Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста.
2.1. Краткая характеристика раннего возраста.
(Выступление педагогага ДОУ) :
Ранний возраст «возраст нераскрытых резервов» - особо важный этап в становлении человека. Ранний период детства отличается интенсивностью темпов физического и психического развития ребенка. В этом возрасте развиваются разнообразные движения, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.
Возраст с 2 – 3 лет характеризуется бурным умственным развитием, благодаря взаимодействию ребёнка с социальным окружением и общением со взрослым. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. В течение первых трех лет развиваются основные чувства, как положительные – радость, любовь к близким людям, так, при неправильном воспитании, и отрицательные – гнев, страх, зависть и др., и тем самым начинают определяться эмоциональная основа личности ребенка и его характер.
Продолжает интенсивно развиваться общение со взрослым, так как без него невозможна предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. В общение, связанное с предметными действиями, включается речь. Главным в жизни ребенка раннего возраста становятся усвоение человеческих способов использования и развитие речи.
Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Взрослый является посредником между ребенком и его деятельностью. Заставить малыша смотреть и слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко улавливают и заражаются таким же настроением.
2.2. Развитие общения со взрослым детей раннего возраста
(Выступление педагога ДОУ) :
Взрослый – источник радости, дающий чувство защищенности. Он предвосхищает и устраняет большинство неприятных для ребенка обстоятельств, окружает его заботой, настраивает на познавательную активность.
Для маленьких детей очень важно, что взрослый – необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Общение со взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых ребенок может испытывать недостаток впечатлений. Взрослый знакомит детей с книгами, берет с собой в путешествия, открывает мир музыки. Да и в самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека.
Совместная со взрослым деятельность, на фоне которой происходит личностное общение с ним ребенка, обогащает средства общения путем преобразования и приспособления для целей коммуникации и новых действий.
Необходимо использовать все режимные моменты и бытовые ситуации для налаживания общения с ребенком. Взрослый поощряет удачные попытки ребенка воспроизвести новые действия, одобряя их улыбкой и словом, то дети настойчиво стремятся овладеть ими и чаще добиваются успеха. Чувствительность к одобрению взрослого выражается в яркой эмоциональной реакции детей на его поощрения.
2.3. Ситуативно – деловая форма общения :
(Выступление педагога ДОУ) :
Ситуативно - деловая форма остается главной в общении ребенка со взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет). Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. По своему содержанию – это коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Для данного возрастного этапа содержание надстраивается над ним и занимает руководящее положение.
При ситуативно – деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание. Но этого не достаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. При этой форме общения контакты детей со взрослыми приурочены к данному месту и времени, они в высшей степени ситуативны.
Значение этой формы общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем:
- Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами - ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться;
- Во-вторых, здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;
- В-третьих, в ситуативно-деловом общении со взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, произнести слово.
Вывод:
Таким образом, общение с детьми раннего возраста требует от взрослого больших духовных сил, педагогического такта, вдумчивого руководства, ответственности. Организация деятельности общения с ребенком является одной из главных задач педагогического процесса.
С помощью общения ребенок реализует свою прирожденную способность стать человеком, присваивая общественно – исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями такого опыта.