Алиса Платонова
Психотехнические раскрепощающие игры
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с № 8 «Колокольчик» г. Омутнинска Кировской области
Психотехнические раскрепощающие игры
Светлана Николаевна Калинина,
педагог-психолог
Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности (Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюллер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.). Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности.
Публикация «Психотехнические раскрепощающие игры» размещена в разделах
ИГРА – основная деятельность детей. Л. С. Выготский писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.
Игра является «самоценной формой активности» ребенка дошкольного возраста (В. А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир (Т. И. Бабаева, В. В. Ветрова, М. И. Лисина, В. И. Логинова, Н. Н. Подъяков и др.). Следовательно, современное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.
Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.
Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра (М. В. Киселева). Объектом, используемым в игровой терапии, может стать любой предмет, игрушка, а в нашем случае это конструктор Лего.
Предлагаемые игры предназначены для коррекции неконструктивного поведения детей дошкольного возраста.
Раскрепощающие психокоррекционные игры – это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения. Отношения к себе или окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительного, скованного ребенка с конформным поведением игровые формулы-внушения могут быть такими: «Я смелый и решительный. Раз получилось у других, то получится и у меня…», «Я могу сам…», «Я уже научился…» и т. д. (М. Э. Вайнер)
Цель данных игр сформировать у детей дошкольного возраста с неконструктивным поведением чувство успешности, повысить их самооценку; развить воображение и самостоятельность детей.
Данные психотехнические раскрепощающие игры могут быть использованы в своей работе как воспитателями ДОУ, так и педагогами-психологами детских садов всех типов и видов.
Игра «Часть и целое». Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально.
Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.
Раз частичка, два частичка
Это братик и сестричка!
Раз деталька! Два деталька!
Ты конструктособирайка!
Что в мешочке отгадаешь,
Сразу приз ты получаешь!
Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков призы разные, например цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.
Игра «Ворота в сказку». Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате с подгруппой детей.
Педагог говорит о том, что сегодня в группе все детали конструктора Лего потерялись и надо попробовать их собрать:
Есть конструктор в группе нашей
Лего, Лего – красота!
Как построить мы покажем
Хоть Цветочек, хоть кота!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы искать.
Ищем мелкие детали,
Ищем крупные детали
Будем «сказку» собирать!
Дети собирают детали конструктора и приносят их на ковер в центре групповой комнаты. Педагог отмечает, что это только маленькие частички, а из них, наверное, можно сделать интересные игрушки. Спрашивает, что может получиться из конструктора. Педагог вносит красочно оформленные ворота, но предупреждает детей, что они очень неустойчивые, а он (педагог) не знает, что сделать. Дети предлагают свои варианты, а педагог соглашается с ними и предлагает начать строительство опор из конструктора Лего. Когда ворота закреплены, то воспитатель восхищается красотой сказочных ворот, говорит о том, что он не смог бы догадаться так удачно закрепить ворота (даже если не все получилось так как надо, на первом этапе таких игр – самое главное дать детям возможность поверить в свои силы). Предлагается детям придумать, какие бы сказочные герои хотели и смогла пройтись под этими воротами. По желанию детей продолжается самостоятельная игра.
Игра «Интересная находка». Возраст детей 5-6 лет. Игра может проводиться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Игра проводится с подгруппой детей.
Педагог заранее прячет поделки, сделанные из конструктора Лего (поделки необычной формы, непохожие на знакомые детям предметы и игрушки) в разные места групповой комнаты (прогулочного участка детского сада). Детям предлагается найти спрятанную поделку и придумать ей название и назначение. Педагог не озвучивает, что именно спрятано, но говорит о том, что это какие-то новые предметы (поделки действительно должны быть сделаны из такого вида конструктора Лего, который ранее не вносился в группу). Дети находят поделки, самостоятельно придумывают название и назначение игрушек. Детям предлагается обыграть найденные поделки (обыгрывание не обсуждается, дается на самостоятельную деятельность, если дети хотят, то могут играть подгруппами, парами, индивидуально, могут разобрать имеющуюся игрушку и смоделировать новую).
Игра «Чудо-юдо». Возраст детей 6-7 лет. Игра может проводиться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Игра проводится с подгруппой детей.
Педагог читает детям отрывок из произведения Ершова «Конёк Горбунок», где описывается чудо-юдо рыба кит. Педагог искренне удивляется что же это такое «чудо-юдо». Дети рассказывают свои версии кто или что такое «чудо-юдо». Педагог предлагает детям смастерить свое «чудо-юдо» из конструктора Лего. Дети изготавливают поделку самостоятельно (педагог восхищенно отмечает удачные решения детей, интересные идеи, предлагает каждому поделиться своей «изюминкой»). Когда дети сделали свои поделки, то предлагается им придумать, где же будут жить или находиться их чудесные предметы, педагог предполагает, что такие замечательные игрушки, наверное, должны жить тоже в необычном месте. Дети предлагают свои идеи. Можно продолжить игру в этот же день или перенести её на следующий день (по желанию детей).
P.S. При проведении психотехнических раскрепощающих игр важен стиль руководства ею взрослыми. Оптимально эффективный стиль характеризуется адекватностью, гибкостью, и прогностичностью.
Адекватность – это способность взрослого видеть и понимать индивидуальные особенности каждого ребенка, своевременно замечать изменения, происходящие в развитии его личности и поведении.
Гибкость – это способность взрослого вовремя и по мере необходимости вносить изменения в содержание и методическую инструментовку коррекционно-развивающего процесса в соответствии с динамикой поведения детей.
Прогностичность – это способность взрослого создавать в коррекционно-развивающем процессе условия, которые предвосхищают появления положительных черт личности и конструктивных способов поведения детей.