Елена Исаева
Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Следует отметить, что большинство неговорящих детей имеют
особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость,
которая зачастую сочетается с повышенной возбудимостью, непоседливость,
вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Лабильность нервной
системы детей при наличии большинства речевых нарушений может стать
одним из предрасполагающих факторов к возникновению заикания. Одним из
методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является
психосоматическая гимнастика, которая осопсредованно способствует
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логопедическая ритмика
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Неговорящие дети
- Темочки
речевому развитию ребенка. По мнению Е. А. Алябьевой, Психогимнастика
помогает детям изучать различные эмоции, учит ими управлять,
совершенствует коммуникативные навыки, способствует развитию
эмоциональной лексики детей; это обеспечивает нравственное развитие
ребенка.
Психогимнастические упражнения способствуют развитию
психических функций (памяти, внимания, воображения, нормализации
мышечного тонуса, получению положительных эмоций. Чередование
мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на
нормализацию процессов корковой нейродинамики.
Во время выполнения психогимнастических упражнений логопед
должен экспрессивно выделять характеристики движений детей, таким
образом обогащая их внутренний лексикон: «резко-плавно», «напряжение расслабление» и т. д. Объясняя значения слов, при одновременном их
выполнении, логопед закрепляет за ними чувственные концепты, что
способствует их дальнейшей актуализации.
В процессе психосоматической гимнастики происходит взаимодействие
разных сенсорных систем – зрительной, слуховой, тактильной, двигательной,
обонятельной. Приведем примеры игр и игровых упражнений, основанных на
методе психогимнастики.
Упражнение «Марионетки» Задачи: закрепить названия частей тела
(ноги, руки, шея, голова, колени, обучать понимать инструкции, развивать
произвольное внимание.
Взрослый показывает ребенку куклу – марионетку, демонстрирует как
она безвольно висит и как оживает, если ее дернуть за нитку. Затем взрослый
предлагает превратиться в марионеток. Пока веревочки ослаблены, все тело
расслаблено, ноги согнуты в коленях, голова повисла, руки свободно
болтаются. Затем взрослый дергает за воображаемую нитку и предлагает
ребенку инструкции: подними голову, распрями ноги, подними руки, наклони
голову и т. д. Закончить упражнение лучше фазой расслабления. По окончании
упражнения можно спросить у ребенка: какие части тела он напрягал, и
проговорить их названия сопряжено.
Упражнение «Звуки и движения»
Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения
выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации.
Взрослый демонстрирует ребенку движения руками, побуждая его к
совместным действиям и произнесению.
Руки в сторону – А;
ладони приставили у углам рта – У,
ноги в стороны – И,
руки в замок – над головой – О.
Упражнение «Жаба – жук»
Задачи: совершенствование крупной моторики, закрепление слов жаба и
жук, стимуляция произнесения звукоподражаний: ква, жжж Взрослый
демонстрирует ребенку картинку с изображением жабы, показывает как жаба
подает голос. Затем вместе с детьми прыгает на корточках, изображая жабу,
при этом эмоционально произнося ква-ква. Вместе с детьми эмоционально
проговаривают слово жаба. Затем взрослый говорит: прилетел жук и жужжит
«ж-ж-ж», показывает детям картинку с изображением жука. Затем взрослый
вместе с детьми превращается в жука (бегает, машет руками – крыльями,
жужжит, падает на пол 9жук ударился об стекло, переворачивается на спину:
быстро и часто шевелит ногами и руками, одновременно с движениями
произносят ЖЖЖЖ. Взрослый спрашивает у детей, кто так жужжит,
сопряжено ребенок произносит жук. В конце игры жук поднимается и
спокойно кружит по комнате.
Упражнение «Летний лес» Задачи: стимуляция произнесения
звукоподражаний, звуковых жестов, междометий «тук-тук», «ку-ку», «з-з-з»,
«ах», обогащение внутреннего атрибутивного лексикона. Активизация слов:
мох, лес. Совершенствование подражательной деятельности. Взрослый
демонстрирует ребенку мультимедийную презентацию «Летний лес»,
несколько раз произносит слово «лес», стимулируя ребенка к его повторению,
приглашает прогуляться по лесу (включается аудиозапись с шумом леса,
ребенку демонстрируются лисья деревьев, разложенные в комнате. Взрослый
спрашивает: «Куда мы с тобой пришли?» Давай скажем вместе – в лес. Ах,
какой свежий воздух в лесу! Давай глубоко вдохнем! (на выдохе взрослый
произносит Ах! Стимулируя ребенка к повторению. Какие красивые листочки
деревьев. Давай соберем букет. Ах! Какой красивый букет получился! В лесу
растут высокие деревья (показывают жестом, подняв обе руки вверх, затем
показать картинку, а под высокими деревьями низкие деревья, кусты
(показывают, присев на корточки, затем взрослый демонстрирует картинку.
А под низкими кустами растет мох, показывает заранее заготовленный мох;
понюхай как пахнет мох. Давай скажем вместе мох. Послушай как в лесу поет
кукушка, показывает картинку кукушки, как она поет: «ку-ку». Давай вместе
с кукушкой будем петь: «ку-ку» (взрослый включает аудиозапись с пением
кукушки). На пути у нас бурелом (показывает картинку, нужно нам его
переступить, высоко поднимай ноги, чтобы переступить бурелом (шагают
осторожно, высоко поднимая ноги). А вот дятел прилетел (показывает
картинку) и стучит по дереву: «тук-тук». Давай постучим как дятел вместе:
«тук-тук» (включает аудиозапись). Мы вышли на полянку, солнышко греет,
давай полежим отдохнем (ложатся вместе на ковер, расслабляются). Ой,
комары налетели и звенят: з-з-з», может вместе с ними позвеним? Они нас
тогда не покусают (если ребенок отказывается звенеть как комарик можно
слегка прикоснуться к нему или несильно пощипать, показывая как кусают комары, таким образом стимулируя его к произнесению звукоподражания).
Какая замечательная прогулка в лес у нас получилась! Давай еще раз вдохнем
свежий лесной воздух (делают глубокий вдох и затем выдох).
Желательно, чтобы родители провели прогулку с ребенком в настоящем
лесу!
Упражнения «Зоопарк», «Птичий двор»
Задачи: совершенствование подражательной деятельности, закрепление
активного словаря по теме животные, птицы, совершенствование мелкой,
крупной и мимической моторики. Взрослый демонстрирует ребенку картинки
и просит превратиться в то животное, которое изображено на картинке. Во
время перевоплощения взрослый стимулирует ребенка к произнесению
названия животного (птицы) в соответствии с его речевыми возможностями
(названия животных и птиц подбираются с учетом минимально возможной
сложностью слоговой структуры). Например, взрослый демонстрирует позу
или движение, а ребенок отгадывает, что за животное или птица, затем они
меняются местами.
Зайка – стучим как зайки по пенькам. Лапки напряжены, твердые, не
гнутся. А лицо расслабленное, улыбаемся, тянем губы в уголки рта.
Мишка – балуемся как мишка в лесу. Легли на пол на спину, обхватили
колени «лапами» и прижали ноги к животу, качаемся как на качелях, впередназад. Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки,
болтаем ногами.
Жаба – прыгаем как жабы, ловим языком комаров (резко высовываем
острый язычок и убираем его обратно). Довольная жаба съела комара,
облизывает губы и гладит животик.
Жираф – встаем на носочки, вытягиваем шею.
Тукан – увидел нас и приветствует, кивает головой. Покажи как кивает
тукан, наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем
вправовлево. Тукан устал кивать – голову вперед свесил, шею расслабил.
Тюлень – ползаем как тюлени. Ложимся на пол на живот, руки перед
собой согнуты в локтях, медленно двигаемся вперед, тюлени очень большие и
неповоротливые, давайте ползать как тюлени.
Лебеди – движения лебедей плавные, грациозные. Представьте, что
наши руки – это крылья. Взмахнем плавно левым крылом, теперь правым,
теперь вместе. Гуси – увидели нас и зашипели. Гуси вытянули шеи, плечи подняли,
крылья отвели назад и зашипели: «ш-ш-ш». Успокоили мы гусей, стали они
свободно махать крыльями. Шеи расслабили.
Петух – бегает по двору и машет крыльями.
Индюк – важный, надулся: голову откинул назад и втянул в плечи,
брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: балы-балы-балы» (произносим
кратко не растягивая гласные звуки, выбрасывая язык изо рта).
Киса – встаем на четвереньки, прогибаем спинку крадемся за мышкой.
Удав – ложимся на пол, либо стоя подняв руки вверх извиваемся всем
телом.
Аист – руки-крылья вытягиваем в стороны, поднимаем ногу, сгибая ее в
колене, затем колено разгибаем, вытягивая носок вперед. То же самое
проделываем с другой ногой. Особую роль в логопедической работе играет
логоритмика.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых
движения корпусом, руками, ногами, головой сочетаются с произнесением
специального речевого материала.