МААМ-картинки

Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми

Елена Исаева
Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Следует отметить, что большинство неговорящих детей имеют

особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость,

которая зачастую сочетается с повышенной возбудимостью, непоседливость,

вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Лабильность нервной

системы детей при наличии большинства речевых нарушений может стать

одним из предрасполагающих факторов к возникновению заикания. Одним из

методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является

психосоматическая гимнастика, которая осопсредованно способствует

Темочки:

речевому развитию ребенка. По мнению Е. А. Алябьевой, Психогимнастика

помогает детям изучать различные эмоции, учит ими управлять,

совершенствует коммуникативные навыки, способствует развитию

эмоциональной лексики детей; это обеспечивает нравственное развитие

ребенка.

Психогимнастические упражнения способствуют развитию

психических функций (памяти, внимания, воображения, нормализации

мышечного тонуса, получению положительных эмоций. Чередование

мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на

нормализацию процессов корковой нейродинамики.

Во время выполнения психогимнастических упражнений логопед

должен экспрессивно выделять характеристики движений детей, таким

образом обогащая их внутренний лексикон: «резко-плавно», «напряжение расслабление» и т. д. Объясняя значения слов, при одновременном их

выполнении, логопед закрепляет за ними чувственные концепты, что

способствует их дальнейшей актуализации.

В процессе психосоматической гимнастики происходит взаимодействие

разных сенсорных систем – зрительной, слуховой, тактильной, двигательной,

обонятельной. Приведем примеры игр и игровых упражнений, основанных на

методе психогимнастики.

Упражнение «Марионетки» Задачи: закрепить названия частей тела

(ноги, руки, шея, голова, колени, обучать понимать инструкции, развивать

произвольное внимание.

Взрослый показывает ребенку куклу – марионетку, демонстрирует как

она безвольно висит и как оживает, если ее дернуть за нитку. Затем взрослый

предлагает превратиться в марионеток. Пока веревочки ослаблены, все тело

расслаблено, ноги согнуты в коленях, голова повисла, руки свободно

болтаются. Затем взрослый дергает за воображаемую нитку и предлагает

ребенку инструкции: подними голову, распрями ноги, подними руки, наклони

голову и т. д. Закончить упражнение лучше фазой расслабления. По окончании

упражнения можно спросить у ребенка: какие части тела он напрягал, и

проговорить их названия сопряжено.

Упражнение «Звуки и движения»

Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения

выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации.

Взрослый демонстрирует ребенку движения руками, побуждая его к

совместным действиям и произнесению.

Руки в сторону – А;

ладони приставили у углам рта – У,

ноги в стороны – И,

руки в замок – над головой – О.

Упражнение «Жаба – жук»

Задачи: совершенствование крупной моторики, закрепление слов жаба и

жук, стимуляция произнесения звукоподражаний: ква, жжж Взрослый

демонстрирует ребенку картинку с изображением жабы, показывает как жаба

подает голос. Затем вместе с детьми прыгает на корточках, изображая жабу,

при этом эмоционально произнося ква-ква. Вместе с детьми эмоционально

проговаривают слово жаба. Затем взрослый говорит: прилетел жук и жужжит

«ж-ж-ж», показывает детям картинку с изображением жука. Затем взрослый

вместе с детьми превращается в жука (бегает, машет руками – крыльями,

жужжит, падает на пол 9жук ударился об стекло, переворачивается на спину:

быстро и часто шевелит ногами и руками, одновременно с движениями

произносят ЖЖЖЖ. Взрослый спрашивает у детей, кто так жужжит,

сопряжено ребенок произносит жук. В конце игры жук поднимается и

спокойно кружит по комнате.

Упражнение «Летний лес» Задачи: стимуляция произнесения

звукоподражаний, звуковых жестов, междометий «тук-тук», «ку-ку», «з-з-з»,

«ах», обогащение внутреннего атрибутивного лексикона. Активизация слов:

мох, лес. Совершенствование подражательной деятельности. Взрослый

демонстрирует ребенку мультимедийную презентацию «Летний лес»,

несколько раз произносит слово «лес», стимулируя ребенка к его повторению,

приглашает прогуляться по лесу (включается аудиозапись с шумом леса,

ребенку демонстрируются лисья деревьев, разложенные в комнате. Взрослый

спрашивает: «Куда мы с тобой пришли?» Давай скажем вместе – в лес. Ах,

какой свежий воздух в лесу! Давай глубоко вдохнем! (на выдохе взрослый

произносит Ах! Стимулируя ребенка к повторению. Какие красивые листочки

деревьев. Давай соберем букет. Ах! Какой красивый букет получился! В лесу

растут высокие деревья (показывают жестом, подняв обе руки вверх, затем

показать картинку, а под высокими деревьями низкие деревья, кусты

(показывают, присев на корточки, затем взрослый демонстрирует картинку.

А под низкими кустами растет мох, показывает заранее заготовленный мох;

понюхай как пахнет мох. Давай скажем вместе мох. Послушай как в лесу поет

кукушка, показывает картинку кукушки, как она поет: «ку-ку». Давай вместе

с кукушкой будем петь: «ку-ку» (взрослый включает аудиозапись с пением

кукушки). На пути у нас бурелом (показывает картинку, нужно нам его

переступить, высоко поднимай ноги, чтобы переступить бурелом (шагают

осторожно, высоко поднимая ноги). А вот дятел прилетел (показывает

картинку) и стучит по дереву: «тук-тук». Давай постучим как дятел вместе:

«тук-тук» (включает аудиозапись). Мы вышли на полянку, солнышко греет,

давай полежим отдохнем (ложатся вместе на ковер, расслабляются). Ой,

комары налетели и звенят: з-з-з», может вместе с ними позвеним? Они нас

тогда не покусают (если ребенок отказывается звенеть как комарик можно

слегка прикоснуться к нему или несильно пощипать, показывая как кусают комары, таким образом стимулируя его к произнесению звукоподражания).

Какая замечательная прогулка в лес у нас получилась! Давай еще раз вдохнем

свежий лесной воздух (делают глубокий вдох и затем выдох).

Желательно, чтобы родители провели прогулку с ребенком в настоящем

лесу!

Упражнения «Зоопарк», «Птичий двор»

Задачи: совершенствование подражательной деятельности, закрепление

активного словаря по теме животные, птицы, совершенствование мелкой,

крупной и мимической моторики. Взрослый демонстрирует ребенку картинки

и просит превратиться в то животное, которое изображено на картинке. Во

время перевоплощения взрослый стимулирует ребенка к произнесению

названия животного (птицы) в соответствии с его речевыми возможностями

(названия животных и птиц подбираются с учетом минимально возможной

сложностью слоговой структуры). Например, взрослый демонстрирует позу

или движение, а ребенок отгадывает, что за животное или птица, затем они

меняются местами.

Зайка – стучим как зайки по пенькам. Лапки напряжены, твердые, не

гнутся. А лицо расслабленное, улыбаемся, тянем губы в уголки рта.

Мишка – балуемся как мишка в лесу. Легли на пол на спину, обхватили

колени «лапами» и прижали ноги к животу, качаемся как на качелях, впередназад. Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки,

болтаем ногами.

Жаба – прыгаем как жабы, ловим языком комаров (резко высовываем

острый язычок и убираем его обратно). Довольная жаба съела комара,

облизывает губы и гладит животик.

Жираф – встаем на носочки, вытягиваем шею.

Тукан – увидел нас и приветствует, кивает головой. Покажи как кивает

тукан, наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем

вправовлево. Тукан устал кивать – голову вперед свесил, шею расслабил.

Тюлень – ползаем как тюлени. Ложимся на пол на живот, руки перед

собой согнуты в локтях, медленно двигаемся вперед, тюлени очень большие и

неповоротливые, давайте ползать как тюлени.

Лебеди – движения лебедей плавные, грациозные. Представьте, что

наши руки – это крылья. Взмахнем плавно левым крылом, теперь правым,

теперь вместе. Гуси – увидели нас и зашипели. Гуси вытянули шеи, плечи подняли,

крылья отвели назад и зашипели: «ш-ш-ш». Успокоили мы гусей, стали они

свободно махать крыльями. Шеи расслабили.

Петух – бегает по двору и машет крыльями.

Индюк – важный, надулся: голову откинул назад и втянул в плечи,

брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: балы-балы-балы» (произносим

кратко не растягивая гласные звуки, выбрасывая язык изо рта).

Киса – встаем на четвереньки, прогибаем спинку крадемся за мышкой.

Удав – ложимся на пол, либо стоя подняв руки вверх извиваемся всем

телом.

Аист – руки-крылья вытягиваем в стороны, поднимаем ногу, сгибая ее в

колене, затем колено разгибаем, вытягивая носок вперед. То же самое

проделываем с другой ногой. Особую роль в логопедической работе играет

логоритмика.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых

движения корпусом, руками, ногами, головой сочетаются с произнесением

специального речевого материала.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Использование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьмиИспользование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьми Умение правильно ориентироваться в окружающем пространстве важно для развития ребенка. Упражнения на пространственное ориентирование считаются.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми
Опубликовано: 27 октября 2023 в 16:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исаева (УИ 1104911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД