Мария Мариенкова
Общение педагогов с родителями как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования формирование профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями воспитанников стало выступать насущной необходимостью. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [8], дошкольные образовательные организации стали рассматриваться как поставщики образовательных услуг, а родители воспитанников и сами дети – как их потребители. В связи с этим удовлетворенность родителей от получаемых их детьми и ими лично образовательных услуг стала расцениваться как один из параметров успешности деятельности учреждения. Вместе с тем очевидным является тот факт, что как педагоги дошкольных образовательных учреждений, так и родители воспитанников нередко не могут построить конструктивного диалога.
Публикация «Общение педагогов с родителями как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
Исследователями выделяется ряд причин, обуславливающих сложности в общении педагогов с родителями воспитанников. По мнению О. Л. Зверевой [3], такой причиной выступает низкий социальный статус профессии воспитателя. Н. П. Корниенко [4] сложности общения объясняет недооценкой педагогами роли родителей в воспитании детей. Т. А. Данилина [1] и З. И. Теплова [7] полагают, что виной всему отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей. В. П. Дуброва [2] считает, что стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями приводит к нарушенной коммуникации. Т. В. Кротова [5] отмечает в качестве причины стремление воспитателей избегать «живого» общения с родителями, подменяя его информационными сообщениями, стендами и анкетированием. Педагогам дошкольных образовательных учреждений препятствует в налаживании отношений с родителями воспитанников отсутствие необходимых профессиональных компетенций, неспособность найти общий язык с родителями, каждый их которых обладает своими индивидуально-личностными особенностями, нехватка времени и пр.
Т. В. Кротовой [5] доказано, что в основе взаимодействия родителя и педагога лежит непосредственное общение, установление контакта, которое дает довольно много преимуществ, таких как: возможность индивидуального подхода, постоянство взаимодействия, непосредственность, наличие «обратной связи». Поэтому именно установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение должно стать одним из основных направлений совершенствования работы педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО).
Исследование взаимодействия педагогов и родителей, проводимое нами на протяжении ряда лет, показывает, что педагоги испытывают сложности следующего характера:
- личностные (например, отсутствие уверенности в собственном профессионализме и готовности к содержательному общению с родителями)
- организационные (например, неумение сконструировать процесс взаимодействия с родителями, произвести отбор необходимого содержания, форм, методов и т. д.)
- коммуникативные (отсутствие или недостаточное развитие навыков самопрезентации, активного слушания, наличие барьеров общения и т. д.)
Современные реалии требуют от педагогов высокого профессионализма в реализации диалогичного взаимодействия с родителями воспитанников, владения современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, готовности выстроить вместе с родителями индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка. Однако исследования и практика показывают, что для большинства педагогов характерна устаревшая модель взаимодействия, монологичность, закрытость, негибкость профессиональной позиции в данной сфере.
Причиной многих трудностей выступает низкий уровень профессиональной компетентности именно в сфере общения с родителями воспитанников.
Вслед за Т. В. Кротовой [5] и Н. П. Рассказовой [6], в структуре профессиональной компетентности педагога ДОО в общении с родителями воспитанников мы выделяем три ведущих блока:
- личностный блок (подразумевающий наличие у педагогов необходимых установок на общение и личностных качеств, позволяющих их реализовать);
- содержательный блок (предполагающий необходимость развития специальных знаний);
- профессионально-деятельностный блок (представленный основными практическими умениями педагогов, необходимыми им в организации общения с родителями).
Итак, содружество дошкольного учреждения и семьи выступает необходимым условием успешного формирования личности дошкольников. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Однако эффективное взаимодействие между родителями воспитанников и ДОО станет возможным только в результате формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в общении с родителями воспитанников.
Список использованной литературы
1. Данилина, Т. А. Интеграция работы ДОУ с семьей / Т. А. Данилина // Управление ДОУ. – 2002. – № 4. – С. 18–28.
2. Дуброва, В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи / В. П. Дуброва. – Минск : БГПУ, 1997. – 74 с.
3. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс ; Айрис-Дидактика, 2009. – 121 с.
4. Корниенко Н. В. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в контексте системного средового подхода : автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н. В. Корниенко. – Красноярск, 1998. – 18 с.
5. Кротова, Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников : дис. канд. пед. наук / Т. В. Кротова. – М., 2005. – 251 с.
6. Рассказова, Н. П. Подготовка студентов к работе с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста / Н. П. Рассказова. – М. : Сфера, 2009. – 216 с
7. Теплова, З. И. Педагогические условия взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей : автореф. дис.. канд. пед наук / З. И. Теплова. – М., 1999. – 20 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с.