Ольга Рыбакова
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
Неблагополучных семей нет – есть семьи,
попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. На данный момент, количество семей, попавших в трудную жизненную ситуацию из-за низких доходов, безработицы, разводов, неуклонно растет. Это неполные семьи, в которых отсутствует папа или мама, где есть дети с ограниченными возможностями, где сами родители имеют ограничения в здоровье; семьи, подверженные алкоголизации и наркомании, которые в силу различных причин не могут трудоустроиться; семьи, имеющие низкий доход [4]. Как видите, список довольно большой.
Публикация «Статья „Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации“» размещена в разделах
Так как же помочь семье в трудной жизненной ситуации? Как сберечь ее и не довести до лишения родительских прав? Как посодействовать им?
Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями обязательно! Оно осуществляется различными специалистами: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Очень важно своевременно выявить и оказать помощь этой семье, консультировать ее. Семейное консультирование – это одна из разновидностей психолого-педагогического сопровождения. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.
Психологическое консультирование – это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно – разделённую деятельность консультанта и семьи, в которой выделяются три основных компонента. Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации, минимальные и достаточные диагностические процедуры; выход на результат, когда потребности семьи будут удовлетворены по совместному решению. Основным этапом консультирования является отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия[3].
На основе совместного исследования специалист (психолог) и семья определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи, распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки. При работе с каждой семьёй цели и задачи уникальны, как и её жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи – то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации – помочь принять жизнь во всех её проявлениях (не исключая страдания, пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию [5]. Так, у ребенка трех лет пропала речь (речевое развитие было в норме, повлиял развод родителей. Мама не дает отцу ребенка видеться с ним. В ходе проведенной работы и неоднократных встреч, бесед, мама пришла к выводу, что ребенка необходимо вернуть в комфортную благоприятную среду, которая была до развода и минимализировать стрессовую ситуацию. Мама смягчилась в своем отношении к отцу и наладила общение, показывая тем самым, что мама и папа больше не живут вместе, но все также любят своего малыша. Специалист осуществляет необходимую поддержку семьи, гибко изменяя её форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Специалист может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вёл к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шёл паталогическим, либо социально неприемлемым путём (алкоголизм, невротизация, психопатизация, суицид, преступление и т. д.) [6]. В одной семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, были созданы условия, смоделированы отношения семьи и составлен совместный план действий по созданию благоприятного развития семейных отношений и стабилизации ситуации в целом. Таким образом, учитывались все особенности семьи и ее жизненные ситуации.
Помимо работы с семьей в целом, проводится работа с каждым членом семьи отдельно. Имея ребенка с особыми нуждами, происходит полное непонимание родителей между собой, отрицание и непринятие ребенка отцом. После диагностического этапа и сбора информации была проведена работа сначала с отцом, затем беседы с мамой (инициатор консультации) и непрерывное сопровождение ребенка. Посещение консультаций родителями примирило их и приняло ситуацию как необратимый факт. Данная система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями осуществляется в дошкольных и школьных учреждениях, которые посещает ребенок. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ приводит к позитивной адаптации, динамике психофизического и интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающий процесс; к развитию личности ребёнка, приобретению социального опыта, созданию основы для социальной адаптации; к качественной подготовке к школе. Родители получают квалифицированную психолого – педагогическую помощь по воспитанию и развитию ребёнка, решению проблемных психологических ситуаций детско – родительских отношений; овладевают основами знаний детской педагогики и психологии, включаются в педагогический процесс ДОУ.
Профессионализм специалистов в работе с семьями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получили максимум информации и положительных эмоций по поводу своего ребёнка. Вовлечение родителей в реализацию коррекционно-педагогического воздействия влечет за собой рост их активности, повышает педагогическую компетентность, а также изменяет характер отношения родителей к ребенку и особенностям его речевого развития. Проводятся мероприятия по совместной деятельности с детьми: арт-терапия (рисунки на песке, на стекле, спортивные мероприятия (Вместе с папой, вместе с мамой). Подобная деятельность способствует сплочению семьи.
Важно понимать и всегда помнить, что специалисты, имея знания, умения и навыки способны помочь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию!
Список использованной литературы
1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы», Москва: «Ар. Факты», 1993 г.
2. Браун Дж, Кристенсен Д. «Семейная психотерапия и семейное консультирование», Москва, 2001 г.
3. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учебное пособие», Москва: Гардарики, 2004 г.
4. Смирнова И. О., Быкова М. В. «Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку // Семейные психотерапевты и семейные психологи : Кто мы?» Санкт-Петербург, 2001 г.
5. Фридмен Д. «Техники семейной психотерапии», Санкт-Петербург: Питер, 2001г.
6. Черепанова Е. М. «Психологический стресс : Помоги себе и ребенку: кн. для шк. психологов, родителей и учителей», 2-е изд. Москва: ИЦ «Академия», 1997 г.