Наталья Гайдак
Выпускная квалификационная работа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС»
Оценка результатов защиты
___
30.10.16г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников»
Слушателя ЧОУ ДПО «УЧЕБНЫЙ
ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС»
---
Гайдак Наталья Викторовна
Место работы : МБДОУ Д/С №2
Дата начала обучения: 10.10.2016г.
Публикация «Выпускная квалификационная работа „Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников“» размещена в разделах
Дата окончания обучения: 30.10.2016г.
ст. Каневская, 2016г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. 3
1. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ. 5
1.1 Понятие…. 7
1.2 Целевые ориентиры …. 9
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…. 10
2.1 Цели и задачи…. 12
2.2 Принципы и направления работы…. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 18
ВВЕДЕНИЕ
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, повышение требований к специалистам, работающим в системе образования, определяют актуальные на сегодняшний день вопросы психолого - педагогического сопровождения реализации программ развития детей дошкольного возраста.
Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека: приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого - педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.
Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве - это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.
Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.
Стандарт предписывает, что программы дошкольного образования - это программы психолого - педагогической поддержки социализации ребенка, его развития.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЕСКИМ УСЛОВИЯМ
В сложившейся действительности особенно важным вопросом об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования :
- требования к психолого-педагогическим условиям,
- требования к кадровым условиям,
- требования к развивающей предметно - пространственной среде,
- требования к финансовым условиям и материально - техническим условиям.
Требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий, они тщательно продуманы и системны.
Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
Одной из главных требований - уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности - в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Образовательные задачи решаются в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности; в самостоятельной деятельности детей и взаимодействии с семьей).
Образованность педагога находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям - это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания, развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, должен уметь выбрать индивидуальные формы педагогической поддержки для каждого ребёнка, создать условия для свободной детской игры.
Вместе с тем требования к педагогам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
1. Мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с детьми в новой идеологии, переориентация педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.
2. Содержательный компонент: освоение педагогом профессионально-значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Деятельностный компонент: овладение педагогом профессионально-значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться» (слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова).
1.1 Понятие
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
В последние годы увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, неврозами и неврозоподобными состояниями.
Создание модели психолого - педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
2. Сопровождение опирается на те, психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
3. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Цель сопровождения в ДО - создать психолого - педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи психолого - педагогического сопровождения :
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.
Поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
1.2 Целевые ориентиры
Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО:
1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность);
2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат). Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Любой стандарт предполагает какой - то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что - то изменит в системе воспитания, и мы получим тот или иной планируемый результат.
Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.
Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.
Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)
На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого - педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого - педагогическое сопровождение сегодня является не просто набором разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает, как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Объектом психолого - педагогического сопровождения - является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.
2.1. Цели и задачи
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте. Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;
- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход сопровождения.
2.3 Принципы и направления работы
В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход сопровождения.
Психолого - педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ :
- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
- расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
- повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
- информационно-аналитическое обеспечение;
- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
Психолого - педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:
- профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
- диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
- консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям, педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
- развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
- коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
- просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).
Модель психолого - педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:
- организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
- систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм: постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования, анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится -установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты - это система условий психолого - педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования - наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются : использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
- постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
- оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций - обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
- снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний.
Таким образом, психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб., 2003.
2. Смирнова, Е. О. Детская психология : Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова. - М. : Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М. : Владос, 2003.
5. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013г.
7. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
8. «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС» – Асмолов Александр Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, директор ФИРО, действительный член (академик) Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, заведующий кафедрой факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ. https://my.webinar.ru/record/177965/
9. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66-70.
10. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. - С. 52-58 3. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
11. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 20035. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С. 23-31.
12. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
13. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс, 2001. - С. 25-26.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004. - 112 с.
15. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. - 1960. - №7. - С. 208