Гульчачак Хафизова
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с использованием методики Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Кто же они - дети с особыми образовательными потребностями? К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся следующие категории детей : с нарушениями речи, нарушением интеллекта, с сенсорными нарушениями (слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ранним детским аутизмом. Такие дети в силу своих особенностей требуют специально организованных условий обучения и воспитания. [2].
В последнее время наметилась тенденция по включению детей с особыми потребностями в образовательную систему, формированию у них потребности к качественному образованию в течение всей жизни.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с использованием методики Монтессори» размещена в разделах
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для успешной коррекции развития, воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Для ребенка с особыми образовательными потребностями, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение - стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой. Включаясь в такую среду, ребенок с особыми образовательными потребностями учатся возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния, и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих адаптации и развитию ребенка.
Именно поэтому особая деятельность по педагогическому сопровождению особенных детей является востребованной и актуальной. С целью оказания всесторонней помощи родителям, повышения уровня их психолого-педагогической компетентности, на базе Дома ребенка было организовано педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в рамках работы отделения восстановительного лечения, которое предполагает совместное взаимодействие медицинских и педагогических специалистов с родителями и их детьми [1]. Для родителей, открываются возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, для раннего развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.
В рамках работы с родителями проводятся фронтальные и индивидуальные занятия[2]. У нас работают: учителя-дефектологи, психолог, Монтессори-педагоги, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, медицинские сестры, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся с системой работы учреждения и здесь же получают знания и практические умения по самым разнообразным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
В процессе психолого-педагогической деятельности происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, совместные с родителем игровые развивающие занятия с детьми, обучение способам эффективного взаимодействия с ребенком, практикумы-семинары для родителей, тренинги.
На восстановительное лечение поступают дети раннего возраста с отклонениями в нервно-психическом развитии (задержка психо-речевого, психомоторного развития, детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна и др.). Мария Монтессори считала, что до трех лет естественной (заложенной природой) доминантой в жизни ребенка является впитывающий разум, который работает с помощью передачи сигналов сенсорной сферы (зрения, слуха, тактильных ощущений и т. д.)
к коре головного мозга и вызывает ту или иную реакцию. [4]
Именно методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал в специально-созданной развивающей среде, где проявляет свои способности. Методика способствует развитию мышления, логики, памяти, внимания, речи, мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности.
Особое внимание уделяется возможности одновременного участия и обучения родителей и ребенка, что вызывает у каждого участника этого процесса положительные эмоции. На занятиях создаются ситуации, где ребенок должен быть наравне с мамой, или даже помочь ей в какой - либо деятельности, так же обыгрываются ситуации, когда дети остаются одни, без родителей.
Активно применяются упражнения из практической жизни - игры с водой, звуком, пересыпанием песка, манипуляции с предметами различной величины, формы, цвета, а так же мытье рук, посуды, застегивание пуговиц, «молний», кнопок, игры с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом и выполнением физических упражнении. Занятия по методике Монтессори побуждают у детей исследовательский интерес к познанию нового, что улучшает эффективность коррекционных мероприятий.
Во время занятий происходит обучение не только ребенка, но и родителей. Мамы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду. Большое внимание уделяется для развития отношений ребенка и родителей дома, а также созданию дома Монтессори-среды. Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые мамы и папы могут сделать сами:
- зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т. д.);
- зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;
- зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы, из круп можно сделать прекрасные картины.
- зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т. д. ;
- зона сенсорного развития, она хорошо развивает моторику. Здесь малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки.
- зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.
Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори.
В результате ребенок может научиться:
-заботится о себе и об окружающем мире,
- доводить начатое дело до конца,
- осваивать алгоритм определенных действий,
- расширять и уточнять свои знания,
- совершенствовать координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений.
Таким образом, метод Монтессори - это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.
Литература:
1. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. - М. :Эксмо,2010.
2. Орлова Д. Большая книга Монтессори. - СПБ: Прайм-еврознак, 2008
3. Программа развития детско-родительских отношений: совместная деятельность педагогов, родителей и детей (НА, Кочетонл). - Волгоград, 2014.
4. Хилтунен Е. А. Детский сад по системе Монтессори. - М. :Издательство «Национальное образование», 2016.