Приложение МААМ

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ

Гончарук Мария
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения.

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются:

- гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка;

- системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы;

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

- комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;

- дифференцированный подход (на основе диагностического исследования, определения его особых нужд и образовательных потребностей предполагается дифференциация методов и средств коррекции и развития);

- непрерывность сопровождения (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем; сопровождение прекращается только после ухода ребенка из ДОУ);

- индивидуализация процесса сопровождения (процесс строится исходя из индивидуальных свойств и качеств воспитанников, с учетом нарушений, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, сенсорных возможностей, уровня физического развития детей, социального окружения и других особенностей);

- информированное согласие (специалисты дают родителям доступную для понимания информацию о развитии ребенка, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи);

- партнерство (деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей, советы педагогов имеют рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остается за родителями ребенка, его близким окружением);

- принцип «на стороне ребенка» (специалисты сопровождения стремятся решать каждую проблему с максимальной пользой для него);

- автономность (специалисты не зависят от давления в ситуациях принятия решения).

Выделяются организационные службы сопровождения :

- городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — рекомендует родителям получение коррекционной помощи, направленной на достижение ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социуме специализированного учреждения.

- психолого-педагогический консилиум в образовательном учреждении (ППк).

Цель ППк — построение оптимальных путей развития ребенка с ОВЗ.

Основные задачи деятельности:

- комплексная диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;

-создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально успешной личности;

-определение специальных образовательных потребностей и условий, разработка индивидуального маршрута, индивидуальной образовательной программы развития и технологии сопровождения различными специалистами ДОУ.

Основные области деятельности специалистов ППк:

1. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего изобразительной и трудовой деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов.

2. Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных образовательных программ, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с программой.

3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком.

4. Музыкальный руководитель: выявление уровня творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию. Реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций специалистов сопровождения.

5. Инструктор по физическому воспитанию: выявление уровня развития физических качеств воспитанников, создание условий, способствующие их развитию. Проведение занятий по согласованным со специалистами сопровождения схемам.

6. Представитель администрации (заведующий, старший воспитатель) — руководитель службы сопровождения : перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.

Все специалисты при создании модели работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами индивидуальную программу развития для каждого воспитанника.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ

В целом деятельность всех специалистов в рамках проведения консилиумной работы можно рассматривать как состоящую из последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

1. Диагностический этап.

В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. Диагностический этап начинается с заключением договора с родителями о проведении диагностического обследования.

Согласно подписанному документу руководитель и члены ППк информируют родителей (законных представителей) воспитанника об условиях его психолого-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.

Проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: руководитель службы сопровождения, родители, воспитатели, педагоги. Встреча проходит в доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Составляется коллегиальное заключение или заполняется индивидуальная карта развития ребенка, подписывается председателем и всеми членами консилиума.

2. Консультативно-проектировочный этап.

На этом этапе специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблем, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, стоят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные действенные методы и приемы. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. Именно на этом этапе сопровождения разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка.

Специалисты консилиума по результатам обследования составляют индивидуальную образовательную программу развития ребенка.

3. Деятельностный этап направлен на реализацию индивидуальной образовательной программы и выполнение коррекционно-образовательной работы. Она представляет собой организованный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей на содержательной основе.

4. Рефлексивный этап.

Проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнение рекомендаций всеми участниками сопровождения. Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной образовательнойпрограммы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции других проблем. На основе данных, полученных в ходе итоговой диагностики, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с нарушениями.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

Постановка проблемы. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Что мы делаем дальше?

Составление индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы развития

для детей с ОВЗ

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной образовательнойпрограмме.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуальной программы начинается с комплексной диагностики.

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка» и оцениваются по системе:

• низкий уровень,

• низкий уровень с динамикой развития,

• средний уровень,

• средний уровень с динамикой развития.

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника, т. е. планирование программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д.

Цель: обеспечить индивидуальный подход воспитания и обучения каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями.

Задачи:

• повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

• индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

• социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

• коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

• направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Усилия специалистов направлены на решение следующих задач:

• определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;

•выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;

• создание адекватной среды.

Для детей дошкольного возраста с ОВЗ приоритетны такие направления, как:

• формирование механизмов адаптивного поведения;

• формирование системы представлений об окружающем мире и самом себе;

• формирование основ социально-бытового ориентирования.

Динамика коррекционно-развивающего процесса отражается в листе контроля динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по образовательным областям.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно-развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребё нка предполагает следующие виды: положительная динамика; относительно – положительная динамика; незначительная динамика; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности, причин нарушений.

Публикации по теме:

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 28 октября 2020 в 16:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Гончарук Мария (УИ 1437690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД