ЕЛЕНА ЕВДОКИМОВА
Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное отношение ко всем людям. Есть сложность решения данной задачи, и это связано, прежде всего, с возрастом детей.
На разных исторических этапах развития нашей страны, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в понятие патриотическое воспитание вкладывали различные аспекты. В свое время такие писатели как Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Н. А. Добролюбов писали о том, что патриотическое воспитание играет основную роль в готовности человека к сознательному служению родине и становлении его как личности. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой основной принцип «народности» воспитания вкладывали в этнопедагогические основы патриотического воспитания.
Публикация «Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Любовь к родине рождается из чувства любви к своему родному дому, а основывается оно на чувстве привязанности и ощущении защищенности. Значит, если ребенку с рождения закладывать любовь и привязанность к родному дому, то при надлежащей деятельности педагогов со временем оно перерастет в чувство любви и привязанности к своей стране.
На самом деле чувство патриотизма является сложным и многогранным по своему содержанию и структуре. В него входят такие составляющие, как: ответственность, желание и умение трудиться на благо родины, беречь и умножать ее богатства, гамма нравственных, эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на материале конкретной местности, области, края, республики: детей дошкольного возраста учат ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, то есть воспитываются качества личности -бережливость, учат трудиться на благо своей группы, детского сада, ровесников, родителей и т. д., приобщают к красоте окружающей природы.
Согласно ФГОС ДО «Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование у них первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, а также представлений о социокультурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках…».
«Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры». Любовь к России начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился.
У каждого места на земле есть своя история. Любой край, где бы человек ни жил, является единственным и неповторимым. Наша Самарская область, наш родной город Тольятти, наряду с другими большими городами имеет свою богатую историю, которую воспитатель должен донести до детей. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы дети увидели красоту родного края, изменения, которые происходят в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Воспитание любви к своей Родине – это процесс не быстрый, а многотрудный и долговременный, он должен происходить постоянно, но ненавязчиво. «Подобно любым другим чувствам, которые мы с рождения стараемся заложить в ребенка, патриотизм может закладываться индивидуально и переживаться ребенком самостоятельно. Он непосредственно связан с личностью человека, его духовностью и глубиной тех чувств, которые мы взрослые, стараемся заложить в ребенка. Поэтому, если воспитатель или родитель сам не является патриотом своей родины, он не сможет пробудить это чувство в ребенке. Необходимо именно пробуждать это чувство, а не навязывать его, так как в самом понятии патриотизма лежит духовное самоопределение».
Чтобы раскрыть понятие «представления о родном крае» у детей 6-7 лет необходимо рассмотреть понятие «представления».
Представлениями согласно психологическому словарю (авт. Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко) называются «возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал». В основе представлений лежит предшествующий этому опыт личности : нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием.
В психологии представления характеризуются такими особенностями как:
представления не так ярки и отчетливы, чем восприятия. Например, представление увиденного когда-то объекта более расплывчато, чем его восприятие; оно может быть не так отчетливо в своей форме, в своих красках, размерах и деталях и т. д. ;
представления - это то, что было воспринято в прошлом восприятии конкретного явления, и то, что сохранилось в памяти человека в его отсутствии, т. е. когда эти предметы и явления никак не воздействуют на органы чувств человека в данный момент;
представления крайне изменчивы : в них легко изменяются размеры цвет, форма представляемого предмета. Например, только что увиденный красный шестигранный карандаш мы можем представить синим и с круглым черенком. Благодаря этой изменчивости, которая допускает построение новых образов, представления играют значительную и необходимую роль в жизни человека;
физиологическим фундаментом представлений являются процессы, которые происходят только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не задействованы;
представления есть одна из основных форм субъективного отражения объективного мира. Они играют важную роль в жизнедеятельности человека. Если бы человек не имел представлений, «то содержание его сознания было бы ограничено рамками наличных восприятий, в нем отражались бы образы только тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент»;
представления – это более обобщенные образы предметов, чем восприятия: в них на первый план выступают общие особенности предметов данного класса. Например, когда необходимо представить розу, а не гвоздику, человек отображает в своем представлении характерные для всех роз особенности стеблей, формы лепестков, листьев и т. д. Это будет обобщенный образ розы, образ не какого-либо определенного цветка, а розы вообще. Когда это необходимо, в представлении может быть отображен и единичный предмет (когда-то увиденный Кремль на Красной площади в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге и т. п., но большинство представлений, оперируемыми человеком в своем сознании, являются, обобщенными наглядными образами окружающей действительности;
поскольку в представлениях содержатся элементы обобщения, то они являются переходной ступенью от конкретных образов к абстрактным понятиям, от ощущений к мышлению;
На основании вышеизложенных тезисов можно сформулировать определение понятия «представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста» : «представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста - это возникающие в памяти человека конкретные образы родного края, его особенности и достопримечательности, которые он когда-то раньше воспринимал» и которые играют большую роль в их развитии.
На основе исследований П. Г. Саморуковой выделим показатели (меры, степени проявления показателя) представлений :
«обобщенность: характеризуется владением детьми дошкольного возраста понятиями и тем, как они умеют интеллектуально делать обобщения. Обобщенность дает представление о том, как у ребенка развиты другие умственные способности к анализу, синтезу, абстрагированию, классификации и сравнении;
полнота: характеризуется количеством знаний ребенка или объемом, т. е. это та мера соответствия знаний каждого отдельного ребенка дошкольного возраста специальному эталону или образцу, которые определены программой детского сада;
доказательность: характеризуется степенью того, как ребенок дошкольного возраста осмысливает и понимает усвоенные знания, а также умения аргументированно и последовательно обосновать решение поставленной задачи. Мерой доказательности является отношение количества причинно-следственных связей в ответе детей дошкольного возраста к другим видам связи».
Такие авторы как: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова, сумели выделить следующие представления о малой Родине, которые необходимо формировать у детей в старшем дошкольном возрасте:
«представления о том, что представляет собой природа родного края (особенности природы, особенности климата и растительности, а также многообразие растительного мира);
представления о том, какие животные живут в лесах родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, их особенности жизни и то значение, которое они представляют для малой родины);
представления об историческом прошлом родного города, села, края (представления о том, как возник город, кто его основал и кто были коренные жители, а также обо всех важных исторических событиях, которые происходили в данном регионе, об исторических личностях, которые внесли свой неповторимый вклад в развитие и процветание родного города, края);
представления о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музеях и исторических комплексах и пр.);
представления о главных символах города (о флаге города, гербе, об их цветовой символике и о том, какое значении имеет каждый элемент, изображенный на гербе и флаге и пр.)».
Представления у детей дошкольного возраста расширяются постепенно: система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому содействует овладение детьми нравственными оценками, суждениями, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Поэтому А. Л. Захарчук всю деятельность по развитию представлений о малой родине у детей 6-7 лет «предлагает строить последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей».
По словам Н. Г. Пантелеевой «задача работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о родном крае - раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли».
В процессе работы, по мнению Е. Ю. Александровой, Е. П. Гордеевой, М. П. Постниковой, «важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий».
Рассматривая проблемы развития представлений о родном крае у детей 6-7 лет было отмечено, что в психолого-педагогических исследованиях значительное внимание отводится патриотизму как средству развития представлений о родном крае. В наше время у детей недостаточно знаний об их родном крае, городе, стране, особенностях русских традиций, они безразлично относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое в свою очередь, возможно воспитать только в тесном контакте детского сада и семьи.
Н. В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению детей 6-7 лет с родным краем рекомендует учитывать следующие принципы:
принцип историзма. Этот принцип реализуется с помощью сохранения хронологической последовательности описываемых событий и явлений и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено отсутствием сформированности у детей дошкольного возраста исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий;
«принцип дифференциации. Этот принцип заключается в организации оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. ;
принцип гуманизации. Этот принцип подразумевает профессионализм педагога вставать на позицию ребенка, умение учитывать его точку зрения, при этом не игнорировать чувства и эмоции ребенка, а видеть в ребенке полноправного партнера, также ориентироваться на высшие общепринятые человеческие понятия - любовь к семье, родному городу, к своей родине;
Принцип наглядности. Этот принцип заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре родного края была для ребенка интересна и доступна.
принцип интегративности. Принцип реализуется в сотрудничестве с родителями ребенка, детскими учреждениями: библиотеками, музеями, выставочными залами и т. п. ; когда краеведческий материал естественно включается в основные программы дошкольного образования. Краеведческий материал представляет собой те сведения, которые были собраны краеведами из разных источников и определяется с учетом преемственности с начальной школой; при знакомстве детей с историческими и культурными особенностями родного города происходит сочетание всех видов деятельности.».
В педагогическом процессе интеграция является основным фактором создания эмоционального благополучия ребенка в детском образовательном учреждении, одним из важных условий его гармоничного, полноценного развития, творческого потенциала и становления личности. Формирование представлений детей дошкольного возраста о родном крае может стать тем основанием, на котором будут интегрироваться все остальные виды детской деятельности.