Ткачева Татьяна
Психолого-педагогический практикум для воспитателей «Коррекция поведенческих особенностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция поведенческих особенностей у дошкольников
1. Приветствие «Мы вместе»
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов еще сегодня пообщаться! ЗДРАВСТВУЙТЕ!
2. Упражнение «Все дети разные».
Психолог : Сегодня очень много говорили о коммуникативной компетентности дошкольников. Все дети разные, каждый ребенок - индивидуальность.
Публикация «Психолого-педагогический практикум для воспитателей „Коррекция поведенческих особенностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро получается (достать из коробки звездочку).
А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик, есть и такие дети.
А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать шашечку).
А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик).
Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик, вы когда-нибудь задумывались: а может ему очень плохо с этими колючками?
Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, какой есть, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?».
В каждой группе детского сада есть дети с разными проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений. Да, это агрессивные, гиперактивные, тревожные, стеснительные, непопулярные и другие категории детей, которым не так-то просто общаться со сверстниками и взрослыми.
Скажите, пожалуйста, есть в вашей группе такие дети (ответы участников)
Перед нами встают следующие задачи психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений в дошкольном учреждении :
1. Формирование навыков эффективного поведения, положительной коммуникации и изменений в эмоциональном развитии.
2. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
3. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
4. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Попробуем более детально разобраться, что же нам делать с такими детьми, как с ними общаться, и как их научить правилам социальной коммуникации. Предлагаю провести эксперимент «Воздушный шарик».
Возьмите все по одному шарику. Надуйте их. Покажите воздушный шарик - его мы ассоциируем с ребенком. Сейчас он спокойный, расслабленный. Но вот внутри него начинает копиться гнев и агрессия, он злится на маму, которая не купила игрушку; на воспитателя, который заставляет кушать нелюбимую кашу, на друга, который нарушает правила игры. И злость постепенно копится в нем, это не может происходить бесконечно, есть два варианта его поведения дальше… Какие? Попробуем еще больше надуть шарик – он может лопнуть, то есть он взорвется или же, второй вариант - он вырвется из рук и начнет метаться в разные стороны, выплескивая на всех свой гнев (выпустите шарик).
Как же можно выплеснуть свой гнев, свое раздражение так, чтобы «шарик» не лопнул и не вырвался из рук? Существуют разработанные правила поведения с агрессивными детьми и различные игровые упражнения, которые помогают снизить уровень агрессивности. Одно из них я предлагаю Вам сейчас попробовать провести. Выйдите, пожалуйста, в круг.
Игра «Обзывалки». Хочу Вас предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость»
Эта игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, но обязательно предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Еще одно эмоциональное проявление детей – тревожность. У тревожных детей занижена самооценка, они не уверены в себе, поэтому их следует хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, но похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что его похвалили. Таких детей нельзя сравнивать с другими ребятами, лучше сравнить достижения ребенка с его же показателями неделю назад. Лучше избегать заданий, выполняемых на скорость - тревожных детей нельзя подгонять или торопить. И, конечно, при обращении к такому ребенку с просьбой или вопросом, необходимо установить контакт глаз: наклониться к нему или поднять ребенка до уровня ваших глаз.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда и скрывают их, поэтому желательно привлекать ребенка к совместному (в группе) обсуждению проблемы. Очень хорошо, если ребенок вслух проговорит о том, чего он боится. Такие беседы помогают тревожным детям осознать, что и у их сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые, казалось, есть только у них.
Упражнение «Коробка переживаний»
Психолог : Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.
Замечательно! Вы отлично справились с заданием!
Таким образом, через игровые упражнения можно снизить у детей тревожность и повысить самооценку, создать атмосферу безопасности и доверия в группе, развить самостоятельность и уверенность в себе, обучить детей умению снимать мышечное напряжение.
В помощь для вашей педагогической деятельности я сделала в электронном варианте подборку памяток, в которых раскрываются правила общения воспитателя с детьми с разными проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений, а также коррекционные игры и упражнения для каждой категории в отдельности.
Психолог : А сейчас я предлагаю всем встать в круг друзей, взяться за руки, и поочередно пожелать всем нам чего-то достичь в нашей деятельности, того что станет эффективным и полезным для педагога в работе с разными категориями дошкольников по развитию у них коммуникативной компетентности (обратная связь).
Спасибо большое за активное участие и внимание!