Татьяна Крайкина
Поликультурный аспект в патриотическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Крайкина Татьяна Васильевна
Воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Детский сад 19,г. о. Шуя,ttt13121983@list.ru
На современном этапе система образования стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с принятой в рамках ФГОС «Концепцией духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России» современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Публикация «Поликультурный аспект в патриотическом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности[4,26].
Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности
.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к детям другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования[3,65].
Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания (Г. Д. Дмитриев; В. В. Макаев и др.)
Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е. С. Бабунова; Т. Ф. Бабынина; Т. В. Черник)
Базируясь на научно – методические основы педагогики поликультурности и толерантности, можно с уверенностью сказать, что поликультурное воспитание дошкольников реализуется с наибольшей эффективностью, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1. Необходимо, чтобы научно - обоснованное содержание поликультурного воспитания включало в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, игры, традиции;
2. Требуется наличие концептуальной модели поликультурного воспитания, которая способствовала бы формированию знаний и представлений детей о национальных культурах и помогала бы воспитывать патриотические чувства и толерантность.
3. Важно, чтобы в технологи поликультурного воспитания использовался принцип постепенности «от близкого к далекому».
Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирования в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.
Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностей, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное владение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов[1,17].
В связи с вышеизложенным перед педагогами МДОУ Детский сад 19 остро стоит проблема расширения спектра патриотической и нравственной направленности в воспитании, поиска и освоения новых форм работы закрепленных в ФГОС ДОУ.
В нашем детском саду работа по воспитанию патриотизма и формированию поликультурной личности дошкольников ведётся целенаправленно и систематически, что позволяет добиваться положительных результатов в данном направлении. Для детей организуются тематические праздники, развлечения, показы соответствующих театрализованных представлений, занятий.
Патриотическое и поликультурное воспитание подрастающего поколения можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Педагогам важно использовать в своей практике по патриотическому и поликультурному воспитанию материалы консультаций, конспекты бесед «О символах нашей Родины», «О дружбе разных народов» и другие. Широко применять наглядный материал, использовать инновационные технологии с показом слайдов-презентаций, аудиозаписей. Знания детей систематически закреплять в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности.
Процесс воспитания поликультурной среды только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры.
.Комплексная система по поликультурному образованию сложившаяся в нашем детском саду предполагает использование различных форм работы с родителями.
Взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить представления детей о сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом. Мы получили возможность «погружения» детей в новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.
При соблюдении этих подходов при правильно-организованной образовательной деятельности с привлечением всех участников образовательного процесса развитие патриотизма у старших дошкольников будет протекать своевременно и значительно продуктивно.
Учитывая прямую зависимость интересов детей от уровня эстетических запросов их родителей и их отношения к национальной культуре, родители активно задействованы в мероприятиях по поликультурному воспитанию. Они становятся не только помощниками, но и участниками таких мероприятий, как проведение праздников, утренников, викторин, развлечений, состязаний, соревнований, выставок и многого другого.
Таким образом, вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим в нашем детском саду совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.
Литература.
1. Князева ОЛ. ,Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; программа. Учебно-методическое пособие, СПб: «Детство - Пресс», 2002г.
2. Комарова Т. с. «Народное искусство в воспитании дошкольников». М. : - 2006г.
3. Лунина Г. В. «Воспитание детей в традициях русской культуры –М. : ЦГЛ, 2004г.
4. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей важнейшее средство интернационального воспитания. Дошкольное воспитание 1990 № 6.