Приложение МААМ

Психолого-педагогические основы применения игры как средства обучения

Шедько Анна
Психолого-педагогические основы применения игры как средства обучения
▼ Скачать + Заказать документы

До того, как игра стала предметом научных изучений, она широко применялась в качестве одного из главных средств обучения и воспитания детей. Период, когда обучение и воспитание выделилось в особую социальную функцию, уходят в глубь веков, уходит и использование игры как метода обучения. Во многих педагогических системах игре придавалась различная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или другой мере не отводилось бы место игре.

Публикация «Психолого-педагогические основы применения игры как средства обучения» размещена в разделах

Игре приписывают различные функции, как воспитательные, так и образовательные, в следствии этого появляется необходимость наиболее точно определить влияние игры на становление ребенка и найти ее место в общей системе.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности ребенка довольно затруднено. Тут невыполним чистый эксперимент так как нельзя изъять игровую деятельность из жизни ребенка, и увидеть, как при этом будет идти процесс становления личности.

Ребенок в основном воспроизводит в играх то, к чему относится с вниманием, что доступно его пониманию и открыто наблюдению.

В педагогике дано много определений к понятию «игра». П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров определяют игру как: «игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».

Известный советский педагог Н. К. Крупская, выделяя значимость детских игр писала: «игра — потребность растущего детского организма. В игре происходит развитие физических сил ребенка, тверже делается рука, вернее глаз, гибче тело, сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.».

Играя ребенок воссоздает в наглядно-действенной форме сцены из существующей жизни, отношения людей друг к другу.

В ходе формирования личности содержание игр меняются. Первые игры появляются в раннем возрасте, но характер и содержание их примитивны.

В основном игра сводится к воссозданию простых действий с предметами, которые ребенок изучил сам или в следствии подражания взрослому. При этом ребенка волнует в действии не его внутреннее содержание, а внешняя сторона.

В дошкольном возрасте дети показывают в игре не только внешнюю сторону человеческих операций, но и их внутреннее содержание. Так, играя в игрушку автобус, ребенок изображает не только внешнюю сторону дела – движение колес, но и взаимоотношения водителя, пассажиров, кондуктора и т. д.

Существенную значимость в творческой игре приобретает выполнение определенной роли. В отличии от детей раннего возраста, которые в своих играх остаются сами собой, то дошкольники, играя, превращается в водителя, продавца, кассира и т. д.

О. Н. Голованова считает, что «игра дошкольника постоянно сопровождается с творческой деятельностью воображения. Игра представляет собой постоянное воспроизведение настоящих действий в воображаемых условиях».

Дидактическая игра помогает развитию у детей психических процессов : памяти, внимания, сообразительности. Она помогает ребенку пользоваться имеющимися багажом знаний, доставляет эмоциональную радость, активизируют разнообразные умственные процессы.

З. В. Мануйленко в своих работах утверждает, что «главным является весь механизм игры, а именно психологический механизм, в котором большую роль играет — мотивация».

Однако, если опираться только на мотивы, то этого недостаточно. Следует определить важный психологический механизм, через который мотивы впоследствии смогут оказать влияние. Когда ребенок играет, он сравнивает свое поведение, старается контролировать себя. У детей в игре два назначения — играть роль и контролировать поведение.

Увеличение круга предметов, с которыми дошкольник хочет играть самостоятельно, является вторичным. В его определении находится «освоение» ребенком определенно другого мира, мира взрослых с их функциями, деятельностью, их взаимоотношениями.

Ребенок в этот момент действует на основании своего желания, ставя себя на место взрослого, и в это время происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослого.

Тут интеллект направлен за эмоционально-действенным переживанием. Игра, следовательно, выступает уже как деятельность, в которой происходит первичная эмоционально-действенная ориентация. Важность игры определяется тем, что появляются новые по содержанию мотивы деятельности.

Не случайно детскую игру еще называют «школой произвольного поведения».

Игру следует понимать – как многозначное, сложное социально-психологическое новообразование.

В игре у детей развивается внимание, память, мышление, воображение. Копирование взрослых в игре у ребенка связано с деятельностью воображения, важное влияние игра оказывает на развитие речи. Важность общения со сверстниками подталкивает развитие речи

Д. Б Эльконин пояснял, что если «ребенок не может ясно выразить свое мнение по поводу хода игры, если он не состоянии понять других детей по игре, то он не будет нужен им».

Следовательно, можно сказать, что игра это:

- особое отношение личности к находящемуся вокруг;

- особая деятельность детей, которая меняется как его субъективная деятельность;

- общественно заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;

- особое усвоения содержания;

- работа, в процессе которой происходит формирование психики ребенка;

- социально-педагогическая модель организации детского периода.

Краткий обзор изучения проблемы игры в истории педагогической науки показывает, что теория игры переживала бурное развитие и глобальное применение в системе образования.

В педагогической науке игра рассматривается с разных сторон. С одной стороны, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющий дать детям необходимые знания, умения. А с другой стороны предстает перед нами как метод организации жизни и деятельности детей.

Если обобщить все вышеизложенное, то можно определить, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Игровая деятельность определяется действенной формой самопомощи ребенка.

Именно в ней формируются важнейшие новообразования. Игра влияет на развитие многих психических процессов.

В игровой деятельности ребенок способен проиграть волнующие его фантазии, ситуации, волнения, а также трудности во взаимопонимании со взрослыми. А следя за игрой, можно отметить степень формирования личности.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников Ведущими психологическими процессами являются: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Мышление- бывает: предметно- действенное.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 3. Организационный раздел. 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Программа предполагает создание следующих.

Презентация для педагогов «Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ» Приоритетное направление нашего МБДОУ детский сад «Звёздочка» - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Психолого-педагогические основы проблемы развития мышления старших дошкольников Понятие мышления Мышление – это высокая форма отражения мозгом окружающего мира, в наибольшей степени сложный познавательный процесс, свойственный.

Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Педагоги, занимающиеся проблемами.

Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память,.

Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психоречевого развития Дошкольное детство — это период, когда расширяются познавательные интересы ребенка и складывается детское мировоззрение, развивается произвольное.

Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков Юрченко Инна Юрьевна, Магистрант 1 курса социально-психологического факультета, кафедры социальной, специальной педагогики и психологии.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Методы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы применения игры как средства обучения
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 22:44
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические основы применения игры как средства обучения» (включая файлы) размещена пользователем Шедько Анна (УИ 273035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД