Анастасия Мазурок
Психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания детей с ОВЗ является актуальной. Исследования ученых в этом направлении показывают, что этот процесс должен быть комплексным, в нем должны принимать участие многие специалисты: психологи, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию.
В ФЗ «Об образовании в РФ №273 от 29.12.2013 г. Ст. 2. п. 16 говорится, что ребенок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом, психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Публикация «Психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Понятие «сопровождение» лучше было бы заменить такими понятиями как «содействие», «помощь одного человека другому». Хотя «сопровождение» рассматривается как система деятельности всех специалистов, которая направлена на то, чтобы ребенок с ОВЗ развивался нормально в окружающей среде.
Цель сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий для успешной адаптации, реабилитации к личностному росту детей в социуме.
Задачи:
выявить образовательные потребности детей с ОВЗ;
осуществить индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;
дать возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы.
Для коррекции развития детей с ОВЗ в ДО существуют службы сопровождения :
1. Медицинские работники - осуществляют мониторинг здоровья детей, заполняют листы здоровья, отмечают особенности развития дошкольников.
2. Педагоги – психологи- проводят психодиагностику, психо-коррекционную, развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
3. Музыкальные руководители - реализуют программы музыкального воспитания с элементами музыкальной и танцевальной терапии.
4. Инструкторы по физической культуре – занимаются определением уровня физической подготовки детей с ОВЗ, разрабатывают и реализуют программы по физвоспитанию детей в соответствии с возрастом, разрабатывают рекомендации для педагогов (воспитателей) и родителей.
5. Воспитатели:
• определяют уровни развития разных видов деятельности ребенка;
• выявляют особенности коммуникативной активности, при необходимости, корректируют их в процессе общения с ребенком;
• формируют навыки самообслуживания в соответствии с возрастом детей;
• реализуют рекомендации психологов, логопедов и медиков.
Итак, важное место в работе с детьми с ОВЗ занимает обследование ребенка, беседы с родителями в подготовительный период обучения.
Что касается логопедической работы (близкой мне по сфере моей деятельности, то работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
Для реализации поставленных задач специалисты используют различные технологии. Также в ДО активно и чаще всего используются игровые технологии.
Через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, возможность адекватно воспринимать происходящее. Игры помогают уточнить и расширить представление детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.
Большое значение имеет сказкотерапия, а также театрально-игровая деятельность. Этот вид деятельности несет в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького в большого, наивного в мудрого; способствует развитию речевой деятельности: мимики, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности. [приложение]
Чтобы снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма детей в ДО применяется работа с соленым тестом, глиной, красками.
Большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Это в основном для детей логопедических групп.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев рук являются мощным средством для стимулирования развития речи, повышения работоспособности коры головного мозга, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. Для этого на занятиях используется:
пальчиковая гимнастика;
самомассаж кистей и пальцев рук;
пальчиковые игры с мелкими предметами;
пальчиковые игры со стихами.
Составной частью занятий с детьми ОВЗ является психо-гимнастика. Она помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дает возможность самовыражению.
Вывод:
1. Для достижения положительных результатов в работе с детьми ОВЗ обязательна слаженность всех специалистов детского сада и родителей.
2. Реализация индивидуальной коррекционной программы для ребенка с ОВЗ создает комфортную развивающую среду, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию ребенка с ОВЗ к окружающему миру.