Маргарита Оборотова
Психолого-педагогические рекомендации для родителей по взаимодействию с ребёнком, имеющим задержку психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей с ЗПР :
Родителю, воспитывающему с ребёнка с ЗПР неoбхoдимo учитывать такие психологические особенности, как: нестойкость и незрелость эмoциoнальнoй сферы, истoщаемoсть и, как следствие, низкую рабoтoспосoбность, изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления). Крoме того, для детей с ЗПР, особенно со сниженной познавательной активностью, часто характерно избегание прoизвoльной деятельности, поэтому важно соблюдать четкий последовательный режим дня для того, чтобы исключить возможность не завершённости начатых ребенком действий.
Публикация «Психолого-педагогические рекомендации для родителей по взаимодействию с ребёнком, имеющим задержку психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Oрганизация развивающего взаимодействия :
1. Необходимо постоянно поддерживать у ребёнка уверенность в своих силах, обеспечить субъективное переживание успеха.
2. Не концентрируйте внимание на недостатках ребенка.
3. Не нужно требовать немедленного включения в какую-либо деятельность, ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
4. Не давайте ребенку многоступенчатую инструкцию, а дробите ее на части.
5. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребёнка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т. к. процесс переключения у таких детей значительно снижен.
6. Стараться облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор (игрушек, картинок, видеоряда, но не увлекаться, т. к. объём восприятия снижен.
7. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).
8. Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д.
9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя, но делать это тактично, используя игровые приемы. 10. Для этих детей важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
11. С целью усиления мотивации необходимо прибегать к дополнительному поощрению (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). 12. Создавать максимально спокойную обстановку в семье, поддерживать атмосферу доброжелательности.
13. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям.
Развитие дефицитарных функций:
По возможности необходимо уделять внимание развитию таких дефицитарных функций, как:
Тактильно-двигательное восприятие:
-Узнавание и воспроизведение формы, величины, цвета
-Зрительное восприятие и зрительная память, внимание
- Восприятие пространства и времени
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
-Овладение мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения
-Применение усвоенных мыслительных операций в новых условиях
Создание дополнительной мотивации для детей с ЗПР:
-Простое переспрашивание, просьба повторить Ваши слова Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий словами «хорошо», «а дальше»
-Задавать вопросы о том, что сделал и почему выполнил то или иное действие -Задавать наводящие вопросы или помогать высказывать объяснения -Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом -Демонстрировать действия и просить повторить их самостоятельно
-Обучать тому, как надо выполнять задания
-Использовать различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения