Анастасия Журавлева
Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР
▼ Скачать
Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР
Среди основных особенностей психологической сферы ребенка с ЗПР, оказывающей воздействие на его познавательную сферу и деятельности в образовательном процессе, можно выделить следующие:
Публикация «Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1) Низкий уровень работоспособности. Обучающийся с ЗПР быстро утомляется и теряет интерес к учебной деятельности. Его концентрация внимания имеет довольно низкий уровень, что требует частоты смены видов деятельности. Объемы освоения учебного материала в разы ниже, чем у нормального ребенка. Это касается и темпов работы – он более низкий.
2) Слабый уровень регулятивного развития. Процессы контроля, регуляции деятельности являются довольно слабо развитыми. Потому, и возможности сосредоточения на одном и том же виде деятельности снижаются.
3) Низкий уровень устойчивости внимания. Это сказывается на восприятии учебной информации.
4) Обучаемость носит неравномерный характер. Она может быть высокой на определенных предметах и в определенные временные периоды, а на других дисциплинах вообще быть сведена к минимуму.
5) Торможение развития словесно-логического и, в ряде случаев, других форм мышления.
6) Непродуктивность работы произвольной памяти. В основном развито механическое запоминание данных.
7) Низкий уровень развития абстрактно-логического восприятия и мышления.
8) Речевые нарушения. Как правило, они проявляются в ограниченности активного словаря обучающегося и нарушениях словесной структуры речи.
9) Проблемы с визуальной и пространственной ориентировкой. Они искажают процессы концентрации внимания на учебном процессе и снижают возможности восприятия данных. 6
Обратим внимание на то, что представленные отклонения психического развития ребенка с ЗПР отрицательно сказываются на его образовательной деятельности. Попадая в стандартную учебную среду ребенок с ЗПР, даже на первых порах, испытывает сложности с адаптацией к коллективу и учебному процессу. Ему трудно включиться в детский коллектив в силу того, что он не обладает должным уровнем самостоятельности, характеризуется наивностью и непосредственностью своих действий. Это приводит к развитию конфликтных ситуаций с другими учащимися и сказывается соблюдении дисциплинарных требований. Как правило, обучающиеся с ЗПР не соблюдают эти требования и не способны сосредоточиться на стандартном учебном занятии. Для них, наиболее подходящей формой обучения является игра. Это обусловлено тем, что стандартные образовательные процессы сопряжены с трудностями, которые для ребенка с ЗПР являются наиболее острыми и трудно переносимыми. Потому. Возникает потребность ухода от реальности в игровой мир. Стоит отметить и тот факт, что игры с правилами, к примеру, сюжетно-ролевые игры, также, не подходят для использования в качестве формы организации образовательного процесса. Они не мотивируют их деятельности, а только формируют страх неизведанного, боязнь не справиться с выполнением требований, правил.
Что касается самоорганизации, проявления самостоятельности в образовательном процессе, то она по факту отсутствует у ребенка с ЗПР. Это связано с неосознанностью участия в образовательном процессе и непонимания выдвигаемых требований. Обучающиеся с ЗПР не способны к полноценной организации целенаправленной деятельности самостоятельно, что составляет основу стандартного обучения. 7