Папки-передвижки

Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР

Анастасия Журавлева
Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР

Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР

Среди основных особенностей психологической сферы ребенка с ЗПР, оказывающей воздействие на его познавательную сферу и деятельности в образовательном процессе, можно выделить следующие:

1) Низкий уровень работоспособности. Обучающийся с ЗПР быстро утомляется и теряет интерес к учебной деятельности. Его концентрация внимания имеет довольно низкий уровень, что требует частоты смены видов деятельности. Объемы освоения учебного материала в разы ниже, чем у нормального ребенка. Это касается и темпов работы – он более низкий.

2) Слабый уровень регулятивного развития. Процессы контроля, регуляции деятельности являются довольно слабо развитыми. Потому, и возможности сосредоточения на одном и том же виде деятельности снижаются.

3) Низкий уровень устойчивости внимания. Это сказывается на восприятии учебной информации.

4) Обучаемость носит неравномерный характер. Она может быть высокой на определенных предметах и в определенные временные периоды, а на других дисциплинах вообще быть сведена к минимуму.

5) Торможение развития словесно-логического и, в ряде случаев, других форм мышления.

6) Непродуктивность работы произвольной памяти. В основном развито механическое запоминание данных.

7) Низкий уровень развития абстрактно-логического восприятия и мышления.

8) Речевые нарушения. Как правило, они проявляются в ограниченности активного словаря обучающегося и нарушениях словесной структуры речи.

9) Проблемы с визуальной и пространственной ориентировкой. Они искажают процессы концентрации внимания на учебном процессе и снижают возможности восприятия данных. 6

Обратим внимание на то, что представленные отклонения психического развития ребенка с ЗПР отрицательно сказываются на его образовательной деятельности. Попадая в стандартную учебную среду ребенок с ЗПР, даже на первых порах, испытывает сложности с адаптацией к коллективу и учебному процессу. Ему трудно включиться в детский коллектив в силу того, что он не обладает должным уровнем самостоятельности, характеризуется наивностью и непосредственностью своих действий. Это приводит к развитию конфликтных ситуаций с другими учащимися и сказывается соблюдении дисциплинарных требований. Как правило, обучающиеся с ЗПР не соблюдают эти требования и не способны сосредоточиться на стандартном учебном занятии. Для них, наиболее подходящей формой обучения является игра. Это обусловлено тем, что стандартные образовательные процессы сопряжены с трудностями, которые для ребенка с ЗПР являются наиболее острыми и трудно переносимыми. Потому. Возникает потребность ухода от реальности в игровой мир. Стоит отметить и тот факт, что игры с правилами, к примеру, сюжетно-ролевые игры, также, не подходят для использования в качестве формы организации образовательного процесса. Они не мотивируют их деятельности, а только формируют страх неизведанного, боязнь не справиться с выполнением требований, правил.

Что касается самоорганизации, проявления самостоятельности в образовательном процессе, то она по факту отсутствует у ребенка с ЗПР. Это связано с неосознанностью участия в образовательном процессе и непонимания выдвигаемых требований. Обучающиеся с ЗПР не способны к полноценной организации целенаправленной деятельности самостоятельно, что составляет основу стандартного обучения. 7

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР
Опубликовано: 3 октября 2024 в 20:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД