Юлия Загидулина
Психолого-педагогические особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие интеллектуальной сферы ребенка, формируется сфера его интересов, создается основа для последующего развития самосознания, способности к рефлексии и оценочной деятельности по отношению к окружающей действительности. Все это является благодатной почвой для обучения детей осознанному чтению. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте меняется восприятие ребенком литературы. В младшем дошкольном возрасте восприятие литературы неотделимо от других видов деятельности, прежде всего, игры. По мере взросления дети переходят к стадии собственно художественного отношения к искусству, в частности, к литературным произведениям. Это выражается в том, что дети начинают проявлять пристальное внимание к содержанию произведений, способность и желание постигать их внутренний смысл. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться устойчивый интерес к чтению, к постоянному общению с книгами, а также стремление к знакомству с новыми произведениями.
Публикация «Психолого-педагогические особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Соответственно, при обучении чтению необходимо учитывать возрастные особенности детей. Анализ научно-методической литературы и современных программ воспитания и обучения, согласно работе О. А. Смирновой, позволяет выделить следующие типические показатели уровней читательского развития детей в старшем дошкольном возрасте :
– существенное расширение круга чтения ребенка (расширение тематики и жанрового многообразия);
– способность к самостоятельному чтению небольшими объемами, что обусловлено высокой утомляемостью и необходимостью смены деятельности;
– способность к удержанию в памяти содержания произведения, сравнению содержаний различных произведений, принятие такого метода общения с книгой, как «чтение с продолжением»;
– формирование стремления оценивать происходящее в книге, поступки героев, сравнивать одинаковые темы или сюжеты в разных произведениях, замечать интересный художественный прием среди доступных к пониманию (эпитет, сравнение, рифма, олицетворение) и использовать их в речи; проявление интереса к человеческим взаимоотношениям в реальной жизни и в литературных произведениях, проявление интереса к истории семьи и страны («Что было, когда меня не было?»);
– формирование устойчивого интереса к книгам и процессу чтения;
– наличие способности четко высказать просьбу о желании прочесть то или иное произведение; формирование читательских пристрастий и предпочтений;
– проявление интереса к биографии авторов произведений и их творческой истории;
– знание наизусть стихотворений, введенных в программу дошкольного учреждения.
Данные особенности развития старших дошкольников имеют большое значение для дальнейшего формирования у них интеллектуального и эмоционального компонентов читательского интереса. В целом, указанные характеристики проявляются в любознательности, выраженной наблюдательностью, подражательностью, стремлением выражать свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности, а также во внимании к любой информации о предметном мире.
Отсюда становится очевидным, что ребенок должен быть готов к освоению навыка чтения на психофизиологическом уровне, поскольку, согласно исследованиям Н. И. Жинкина, чтение – это сложный психофизиологический речемыслительный процесс, который заключается в смысловой переработке графически представленной информации и осуществляется на основе внешней и внутренней речи посредством речемоторных актов во взаимодействии зрительного, кинестетического и акустического анализаторов. Функционирование механизмов чтения обуславливается их зрелостью, а в проекции школьного обучения – их школьной зрелостью, определяющей в сочетании с другими компонентами школьной готовности готовность к обучению чтению.
Готовность к обучению чтению, по мнению С. Г. Макеевой и Л. А. Голицыной, является производной школьной готовности в ее предметной направленности. На это также опираются в своей работе А. А. Чеменева и О. В. Гурова, которые утверждают, что подготовка старшего дошкольника к чтению связана с формированием у него полноценной психологической готовности к школе, его общим психологическим и личностным развитием. Соответственно, как отмечал А. В. Запорожец, только при наличии сложившейся системы ряда взаимосвязанных качеств детской личности обеспечивается безболезненный переход ребенка от игры и дошкольных занятий к систематическому школьному обучению.
Рассматривая проблемы обучения чтению детей старшего дошкольного возраста, Д. Б. Эльконин указывал на важность мотивационной составляющей данного процесса, которая предполагает наличие у них не только интереса к книге, но и желания научиться читать – одного из основных мотивов освоения учебной деятельности. Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова и О. С. Ушакова, в свою очередь, выделяют общеречевую готовность, а именно, наличие у ребенка определенного уровня развития восприятия, осмысленного понимания речи, богатого словарного запаса в соответствии с возрастом, владение «чувством» языка и речевой рефлексией. Все это в своей совокупности напрямую связано с развитием у детей воображения, как главного психологического новообразования дошкольного возраста, а также основного механизма чтения – смыслового анализатора.
С. Г. Макеева и Л. А. Голицына отмечают, что с точки зрения семиотического подхода, проблема освоения старшими дошкольниками чтения заключается в особенностях овладения ими знаково-символической деятельностью, готовность к которой является показателем общего уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Авторы пишут: «Реализация семиотического подхода к обучению чтению, письменной речи требует ее применения через использование не только буквенного, но других способов графической фиксации речи (пиктографического, идеографического, образно-символического, в связи с чем «читающими» становятся многие дети уже на ступени старшего дошкольного возраста». Показателями интеллектуальной готовности к чтению в данном случае выступают уровень развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука».
В. Д. Шадриков определяет готовность к обучению чтению как целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, побуждающих, программирующих, регулирующих и реализующих деятельность. Отсюда психологической основой обучения чтению детей старшего дошкольного возраста выступает структура учебно-важных качеств, заключающихся в пяти функциональных блоках, которые связаны с принятием ими учебной задачи. В данном отношении Е. Е. Кравцова указывает, что этот процесс связан с формированием у старших дошкольников ключевых показателей психологической готовности к школе – произвольных форм общения со взрослыми и сверстниками, а также произвольного отношения к самому себе. Усвоение этих форм общения позволяет детям выстраивать отношения сотрудничества с окружающими, что в свою очередь обуславливает успешность освоения ими учебной деятельности, важнейшая составляющая которой – овладение чтением.
Между тем, С. Г. Макеевой и Л. А. Голициной отмечено, что отсутствие навыка чтения, который достаточно часто рассматривается как обязательный критерий готовности к обучению осмысленному чтению, не является отрицательной оценкой последней. Достижение определенного этапа формирования навыка чтения, хоть и является косвенным показателем зрелости механизмов данного процесса, не дает действительного представления о том, насколько ребенок готов к нему.
А. А. Чеменева и О. В. Гурова отмечают, что трудности с овладением навыками чтения могут наблюдаться и у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом при наличии у них проблем в общении с окружающими. Ввиду этого, психологический возраст ребенка может не совпадать с календарным возрастом : у детей старшего дошкольного возраста, психофизиологическое развитие которых соответствует необходимости перехода на следующий этап обучения, могут быть психологически не готовы к следующей ступени образования, поскольку на этапе дошкольного детства не были созданы необходимые условия для становления соответствующих навыков.
В частности, это может быть связано с широким использованием ребенком различных средств информационно-коммуникационных технологий. На фоне этого многие старшие дошкольники умеют читать, решать элементарные задачи и пример, использовать по назначению достаточно сложную технику. Но при этом дети не проводят свое время с книгой, им трудно организовать совместную игровую, театрализованную деятельность со взрослыми и сверстниками. Причиной тому является отсутствие у дошкольников умения видеть условную позицию, которую занимает партнер по игре, способности находить адекватный способ действия в условиях коллективной деятельности.
С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина и Е. Е. Кравцова характеризуют современных дошкольников как не умеющих интересно и творчески играть детей, поскольку их кругозор, несмотря на обилие информации, поступающей к ним ежедневно, достаточно узок. У детей отсутствует инициативность и самостоятельность в поиске информации в книгах и прочих источниках с целью решения тех или иных задач. Многие из них, имея понятие об особенностях доступа в интернет, не способны использовать этот ценнейший источник информации для решения учебной задачи, поскольку это подразумевает необходимость наличия навыка чтения и анализа текстовых материалов, что недоступно таким детям. Г. А. Цукерман, кроме всего прочего, выделяла отсутствие у детей внутренней мотивации к чтению, что является, по мнению ученого, «ключом к успеху в процессе зарождения базового компонента умения учиться в будущем».
При развитии такой важной предпосылки готовности к обучению, как способность к чтению, необходимо опираться на следующую мысль С. В. Михалкова: «… Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры… Если взрослые не разрушили преждевременно этой особой атмосферы, в которой зарождается будущего богатство духовного мира, если взрослые сумели понять и оценить вдохновение, романтику и чистоту юной поры, то они уже многое сделали для ребенка». Такой подход к процессу позволит воспитателю создать условия для развития у детей основы их читательской деятельности – интереса к этому процессу, позволит убедить их в необходимости чтения.
О. В. Чикишева пишет, что именно на развитие интереса к процессу чтения необходимо обращать внимание при формировании у детей готовности к осмысленному воспроизведению данного процесса. При этом под интересом в данном случае понимается любовь к книге, стремление правильно и глубоко понимать прочитанное. На фоне этого у ребенка развивается эстетическое восприятие литературы, чувственное отношение к книгам. Наличие или отсутствие у старшего дошкольника интереса к чтению является основным фактором формирования у него положительного отношения к восприятию литературы. При отсутствии интереса приобщение к чтению не будет иметь успеха.
Немалое значение имеет и характер организации процесса обучения чтению. Согласно исследованиям А. А. Чеменевой, О. В. Гуровой, Б. Фишера и др., в большинстве случаев подготовка детей к обучению чтению в дошкольных учреждениях проходит в фронтальной форме через вербальные методы под контролем воспитателя. Этот процесс носит характер учебной деятельности и не соответствует потребностям, возможностям, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям старших дошкольников. Педагогами не учитывается значение игровой деятельности в этом процессе, а только используются отдельные игровые приемы в рамках «школьных технологий» для привлечения внимания детей к освоению неинтересного для них предметного содержания. Таким образом, ребенок не является источником обучения, а лишь является участником учебной программы, которая чужда ему. Соответственно, при формировании навыков чтения у старших дошкольников необходимо уделять особое внимание игре и именно на ее основе прививать необходимые умения. Обучение чтению в указанный период жизни ребенка не должно происходить в ущерб игре.
Таким образом, обучение чтению – это процесс приобретения и практики навыков, необходимых для понимания значения печатных слов. Психолого-педагогические особенности данного процесса заключаются в том, что в его основе должен лежать учет возрастных и индивидуально-личностных характеристик указанной группы детей. В частности, при обучении чтению детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимо учитывать, что в этом возрасте формируются все необходимые предпосылки для развития способности к чтению : дети начинают разделять игру и труд, что включает также и процесс восприятия литературных произведений. Иными словами указанный возраст является сензитивным для формирования навыков чтения.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы предпосылки к освоению самостоятельного чтения небольшими объемами, они способны оценить то, о чем читают, интересуются литературными произведениями, проявляют желание прочитать определенную книгу, понимают сущность процесса «чтение с продолжением». Еще одним моментом, который необходимо учитывать педагогу при обучении чтению детей старшего дошкольного возраста является уровень их готовности к этому процессу, что включает интеллектуальную, коммуникационную и двигательную готовность. Для того чтобы обучение чтению проходило успешно, у детей также должна быть сформирована мотивация к совершению данного процесса, которая выражается в наличии интереса к книге и в желании научиться читать. Под интересом в данном случае понимается любовь к книге, стремление правильно и глубоко понимать прочитанное. Интерес ребенка указанного возраста к любой деятельности обуславливается отсутствием или наличием в ней игровых моментов. В связи с этим обучение чтению должно основываться на игре, а не просто включать отдельные игровые приемы.