Папки-передвижки

Психолого-педагогические особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Татьяна
Психолого-педагогические особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Становление, развитие человека протекает всю жизнь. Большая пластичность центральной нервной системы, способность коры головного мозга к быстрому образованию условных связей, которые довольно устойчивы, повышенная впечатлительность и восприимчивость отличают дошкольника. Всё это способствует тому, что воспринятое в детстве оставляет глубокий след в психике человека на всю жизнь. В дошкольный период особенно активно развиваются все психические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются довольно сложные и тонкие переживания рождаются новые чувства (дружбы долга и т. д., складываются интересы, развиваются способности, закладываются основы характера.

Публикация «Психолого-педагогические особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Под развитием понимаются такие процессы, которые ребёнок способен осуществить только в условиях сотрудничества со взрослыми, под их непосредственным руководством и при их помощи, в самостоятельной деятельности они ему ещё не доступны. Знание "ближайшей зоны развития" (Л. С. Выготский) даёт возможность воспитателю учесть завтрашний день развития ребёнка, его ближайшие возможности.

Развитие ребёнка и есть ни что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребёнка (Л. С. Выготский).

Богат, разнообразен и сложен окружающий мир. И человек старается глубже познать его, всё активнее преобразует среду в своих целях. А познание этого начинается с ощущения - простейшего психического процесса, отражения отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма, возникающего при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.

Однако, знакомясь, например, с цветком, мы одновременно чувствуем запах, видим его окраску, форму лепестков, листьев; пробуя конфету, мы узнаём не только её вкус, но и запах, твёрдость, замечаем, как она "тает" во рту. Таким образом, мы всегда познаём не отдельное свойство, а гораздо больше; предметы и явления окружающей действительности, действуя на наши органы чувств, отражаются в мозгу в виде целостных образов. Этот более сложный мыслительный процесс называется восприятием. Развитие ощущений и восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика основа и для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает учёный-психолог Б. Г. Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". Формирование многих способностей, например - музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений, восприятия. Важен учет особенностей восприятия у дошкольников: не утрачены его первичность и нестандартность. Ребенок фиксирует прежде всего знакомые и наиболее яркие характеристики предметов, проявляя интерес к чувственному облику мира.

Раннее и дошкольное детство - период, когда сенсорная основа способностей, фундамент сенсорной культуры развиваются особенно активно. Вот почему сенсорному воспитанию, направленному на совершенствование, развитие у детей процессов ощущений, восприятия, наглядного представления, уделяется большое внимание в педагогике и психологии.

Система сенсорного воспитания опирается на психологические основы.

Сенсорное развитие - это формирование новых, ранее не существовавших у ребёнка сенсорных процессов и свойств. Это созревание анализаторов (слухового, зрительного, кожного, обонятельного и др) является важным условием для развитием восприятия, и их роль нельзя отрицать. Но это лишь органические предпосылки сенсорного развития. Формирование сенсорных способностей, совершенствование их происходит в ходе усвоения общественного сенсорного опыта. Взрослый в процессе воспитания помогает ребёнку выделить наиболее существенные, важные свойства в предметах и явлениях. Под влиянием активного педагогического процесса восприятие ребёнка всё более адекватно, полно отражает окружающую действительность, приобретает черты целенаправленности, произвольности. Этому способствует формирование у детей обобщённых способов обследования предметов (выслушивание, рассматривание, ощупывание и т. д.) и сопоставление их с общепринятой системой мерок, образцов. Такими мерками, или сенсорными эталонами, служит, например, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре. и т. д.). Их выработало и словесно обозначило человечество в процессе многовековой практики производственной, художественной, научной деятельности, речевого общения.

Система сенсорного воспитания учитывает и другое важное положение психологии.

Долгое время в психологии и дидактике господствовала рецепторная теория сенсорики, которая рассматривала ощущение и восприятие как довольно пассивные процессы, своего рода “фотографирование”. Однако современные физиологические и психологические исследования говорят о том, что сенсорные процессы носят рефлекторный характер и являются своеобразными ориентировочно – исследовательскими действиями. Это не простое “фотографирование”, а активный процесс, в котором особенно на ранних ступенях, важную роль играют движения глаз, руки, обследующей предмет, делающей как бы снятие слепка, копии, моделирование объекта. Характер же этих действий, как показали исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др., не остаются постоянными на протяжении дошкольного возраста.

Познание начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. Среди других, более сложных познавательных процессов особое место занимает память.

В дошкольные годы, как и в раннем детстве (возрасте, память носит в основном непроизвольный, непреднамеренный характер. Особенность: конкретность, наглядность. Ребёнок лучше запоминает то, что сам видел, с чем играл, работал, нежели то, о чём рассказывали ему. “Память ребёнка – это его интерес”, - справедливо говорят психологи. Именно поэтому ребёнок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти, однако наиболее развита в этом возрасте двигательная память, образная, эмоциональная; слабее словесная. Уже в дошкольные годы совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному, ребёнок овладевает собственно мнемоничной деятельностью, которая продолжает совершенствоваться в школьном возрасте. Однако, детям дошкольного возраста доступно не только механическое, но и элементы логического запоминания. Оно возникает при запоминании и пересказе понятого ими содержания. Решающее значение в формировании логической памяти дошкольников имеет вторая сигнальная система, включение слова в процесс запоминания. За период дошкольного детства память ребёнка под влиянием изменяющихся условий жизни и воспитания интенсивно развивается.

Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста. Здесь оно формируется и переживает свой расцвет.

Значительно расширяется в дошкольные годы кругозор ребёнка, увеличивается объём усваиваемой информации. Много новых знаний приобретает он в общении с окружающими людьми, природой, в процессе наблюдений, труда, учебной деятельности. В этом возрасте закладывается фундамент, основа тех знаний, которые ребёнок будет осваивать в будущем, в школе.

Развитию мышления дошкольника могут способствовать все доступные ему виды деятельности. Важно правильно их организовать, использовать в работе с детьми развивающие их методы и приёмы.

Теснейшим образом с развитием мышления связана речь ребёнка. Изменившиеся условия жизни, новые отношения со взрослыми, возросшая самостоятельность рождает и новые задачи общения в дошкольном возрасте. О многом дошкольник узнает вне непосредственного контакта с любимыми им людьми, ему хочется поделиться своими знаниями, передать их. Но чтобы быть понятым, здесь уже недостаточно ситуативной, свернутой речи, которой он владел в раннем возрасте. Содержание ее должно быть понятно вне зависимости от той ситуации, о которой идет речь, оно должно быть раскрыто в самом контексте. Такой речью является связная, контекстная речь, протекающая в основном в форме монолога. Овладение контекстной речью связано с усвоением ребенком словарного богатства языка, его грамматического строя. Между ситуативной и контекстной речью существуют сложные взаимоотношения. У одного и того же ребенка она может быть то более ситуативной, то более контекстной (в зависимости от условий и задач общения).

Ситуативную речь используют дети, чтобы договориться о замысле игры, распределить роли, согласовать свои действия и т. д. ; преобладает она в рассказах на темы из собственного быта. А контекстной пользуются дошкольники пари пересказах сказок, рассказов из книжек и т. д. На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, усваивает ее функции (не только общения, но и интеллектуальную, начинает использовать ее при планировании и регулировании практических действий. Развивается разговорная речь. На основе речевого опыта, эмпирического обобщения у детей дошкольного возраста формируется чувство языка. Развивается выразительность речи. Она помогает ребенку полнее, точнее передать не только знания, но и свое отношение к происходящему, к событиям, изображенным в художественном произведении.

Никакой вид деятельности, никакой человеку не может обойтись без фантазии. Она начинает развиваться уже в дошкольном возрасте. Именно в наличии воображения, в особенности представить ожидаемый результат работы при помощи фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных.

Яркость и эмоциональность, наглядность и конкретность, подвижность и изменчивость отличает образы воображения дошкольников. Особенно ярко, заметно проявляется эмоциональность детского воображения в творческих играх.

Дошкольный возраст – начало развития творческих способностей, начало возникновения творческого воображения. Однако, творческие элементы в воображении появляются не сами по себе, а как результат развития ребенка. Важную роль при этом играют родители, воспитатели, организующие и направляющие эту деятельность. Чем же они могут помочь? Расширением и обогащением опыта ребенка, побуждением его к творчеству. Ведь новые образы, образы воображения, возникают не на пустом месте, не из ничего, а на основе уже имеющегося у человека опыта и представлений памяти, материала, приобретенного в процессе жизни. При умелом руководстве воображение дошкольника активно развивается во всех доступных ему видах деятельности.

Для всей психической жизни старшего дошкольника характерно умение регулировать свое поведение речью, т. е. действовать осознанно, произвольно.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 07:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна (УИ 2086579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД