Папки-передвижки

Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста

Ольга Глазкова
Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста.

С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Для полноценного развития ребенка особенно важна целенаправленность педагогического процесса.

Публикация «Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физическое здоровье ребенка существенным образом зависит от гигиенических условий развития и воспитания. Физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Оно создает хорошее самочувствие, «заряжает» ребенка хорошим настроением и энергией.

Умственное воспитание призвано обеспечить не только усвоение суммы знаний и умений, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Чтобы ребенок в дальнейшем развивался нормально в умственном отношении, следует, как можно раньше формировать его сенсорные способности. Очень рано, уже в первые годы жизни, ребенок начинает усваивать информацию, обобщать воспринятые данные с помощью слова, т. е. восприятие становится осмысленным. Разработка системы дидактических задач, при решении которых ребенок учится выяснять простейшие отношения между вещами, пользоваться одним предметом в качестве средства воздействия на другой, обобщать представления о вещах, способствуют развитию простейших видов практического, наглядно-действенного мышления в раннем возрасте.

Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка. Участие ребенка в различных видах художественной деятельности начинается с раннего возраста. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей раннего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности.

В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических, и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительская деятельность (танец, песня, рассказывание) - все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. У ребенка должно быть сформировано понимание того, что плохо и что хорошо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.

Для обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим. Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить же в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела.

Важно, чтобы любое практическое задание, предложенное ребенку, не было самоцелью, а способствовало формированию у малышей начал трудолюбия, уважения к труду взрослых, готовности и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать у ребенка такие качества, следует воздействовать не только на знания и умения, но и на его эмоциональную сферу. «Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой, ребенок осознает себя как члена коллектива», - писал В. А. Сухомлинский. (45, 23)

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком - то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

Однако разработка эффективных, научно обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем разработка методов обучения ребенка каким либо знаниям или навыкам.

В работе советских психологов и педагогов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, А. В. Запорожец) имеются общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже у 2-3 - месячного ребенка возникают положительное эмоциональное отношение к близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления». Положительные эмоции обычно формируются раньше отрицательных. Исследования 3-х месячных малышей показали, что они уже различают удивление и радость, а в 4-6 месяцев начинают узнавать картинки, на которых изображены веселые и грустные лица, к 7 месяцам у них формируется умение определять, что испытывает взрослый - радость или страх. Научившись различать эмоциональное состояние, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. К 9 месяцам малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, страх. Дети выражают эти эмоции в улыбках, слезах, и потенциально - в смехе.

По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Например, к концу первого года жизни ребенок может испытывать удовольствие от музыкальных звуков, от игрушек.

Особенно важно развивать у ребенка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых ласковых отношений с воспитателем. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по - новому не только понимать, но и переживать этот мир. Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у детей эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

На эмоциональное поведение детей третьего года жизни влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Например, при систематическом проведении музыкальных занятий у детей появляется предпочтение к определенным песням, пляскам. После чтения сказки дети сопереживают с любимым героем. Большую радость им доставляет возможность что-то слепить, нарисовать, когда появляется изобразительное умение. Иначе говоря, с опытом становятся устойчивее и разнообразятся эстетические эмоции.

У детей третьего года жизни наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций, например, разный эмоциональный фон во время игры. Если детям третьего года предложить игрушки, то у одних действия с ними носят характер беглого, поверхностного ознакомления, в процессе которого не возникает ярко выраженного эмоционального отношения к предметам. У других, наоборот, ярко выражено эмоционально предпочтительное отношение к одной или нескольким игрушкам, с которыми дети тотчас начинают играть.

На третьем году богаче становятся формы выражения эмоций : мимика, жесты, интонации, которые дети часто копируют у взрослых. Это можно наблюдать в группе, где правильно организована их жизнь, нешумная обстановка. В противном случае дети привыкают говорить громко, монотонно, на лице у них как бы застывает выражение капризного недовольства.

Воспитание культуры чувств выражается и в заботе воспитателя о том, чтобы чувства детей были адекватны обстановке, вытекали из правильной ее оценки. Звонкий смех ребенка вызывает непривычная, с позиции его опыта, ситуация, например игрушка заводной поросенок, играющий на скрипке, или солнечный зайчик, ошибающийся в отгадывании названий мебели. Однако в ряде случаев взрослому необходимо самому создавать у ребенка соответствующий эмоциональный настрой, объяснять суть явлений.

Поведение малыша и на третьем году импульсивно, т. е. складывается под влиянием его чувств, желаний, настроения. Значит, нужно обратить особое внимание на развитие у детей таких чувств, которые побуждали бы их поступать в соответствии с правилами, указаниями взрослых и с учетом нужд сверстников. Надо развивать, в частности, чувство симпатии, потому что, если малыш испытывает его, он легче слушается взрослых, охотнее делится со сверстниками игрушками.

Связь между деятельностью и эмоциями весьма тесная. Эмоции совершенствуются по мере формирования различной деятельности, и вместе с тем возрастные своеобразия деятельности определяют специфику и известное несовершенство эмоций в первые три года. В этом возрасте ребенок живо реагирует на происходящее. Но его эмоции кратковременны, неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия детей в этом возрасте еще не объединены в ложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим.

Зная своеобразие развития эмоциональной сферы детей в период перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту, у малышей поддерживают в процессе организации их деятельности хорошее настроение, вызывают разнообразные чувства. Положительные: радость, удовольствие, нежность, веселье, интерес - повышают активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций -пресна и бесцветна.

Таким образом, эмоции играют ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Именно в практической деятельности ребенок вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Так и воображаемая деятельность позволяет эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. Знания условий и закономерностей формирования детской личности позволит более целенаправленно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Домик эмоций»Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Домик эмоций» «Домик эмоций» Цель: Ознакомление детей с основными эмоциями. Задачи: - Учить детей распознавать эмоциональное выражение лица: веселый.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Педагогические технологии, способствующие развитию певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста Педагогические технологии, способствующие развитию певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста. Михалдыка.

План-конспект НОД по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказочных эмоций» Тема: «Путешествие в страну сказочных эмоций» Длительность: 25 минут Возрастная категория детей: 5 – 6 лет Интеграция образовательных областей:.

Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста. Введение Дошкольный возраст является одним из самых интенсивных периодов развития.

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста Межличностные отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое.

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Аксенова Валентина Владимировна, педагог-психолог, МКДОУ №262, г. Новосибирск Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего.

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП Васильева В. В., воспитатель ГАУСО РЦ «Спасатель» Забайкальского края Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений.

Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста (МБДОУ №146, Кемерово) В каждом обществе и культуре вырабатывается специфический набор элементов стереотипов маскулинности и феминности.

Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 июля 2018 в 17:49
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Глазкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД