Ольга Глазкова
Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста.
С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Для полноценного развития ребенка особенно важна целенаправленность педагогического процесса.
Публикация «Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физическое здоровье ребенка существенным образом зависит от гигиенических условий развития и воспитания. Физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Оно создает хорошее самочувствие, «заряжает» ребенка хорошим настроением и энергией.
Умственное воспитание призвано обеспечить не только усвоение суммы знаний и умений, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Чтобы ребенок в дальнейшем развивался нормально в умственном отношении, следует, как можно раньше формировать его сенсорные способности. Очень рано, уже в первые годы жизни, ребенок начинает усваивать информацию, обобщать воспринятые данные с помощью слова, т. е. восприятие становится осмысленным. Разработка системы дидактических задач, при решении которых ребенок учится выяснять простейшие отношения между вещами, пользоваться одним предметом в качестве средства воздействия на другой, обобщать представления о вещах, способствуют развитию простейших видов практического, наглядно-действенного мышления в раннем возрасте.
Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка. Участие ребенка в различных видах художественной деятельности начинается с раннего возраста. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей раннего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности.
В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических, и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительская деятельность (танец, песня, рассказывание) - все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. У ребенка должно быть сформировано понимание того, что плохо и что хорошо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.
Для обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим. Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить же в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела.
Важно, чтобы любое практическое задание, предложенное ребенку, не было самоцелью, а способствовало формированию у малышей начал трудолюбия, уважения к труду взрослых, готовности и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать у ребенка такие качества, следует воздействовать не только на знания и умения, но и на его эмоциональную сферу. «Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой, ребенок осознает себя как члена коллектива», - писал В. А. Сухомлинский. (45, 23)
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Воспитание чувств ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком - то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.
Однако разработка эффективных, научно обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем разработка методов обучения ребенка каким либо знаниям или навыкам.
В работе советских психологов и педагогов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, А. В. Запорожец) имеются общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже у 2-3 - месячного ребенка возникают положительное эмоциональное отношение к близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления». Положительные эмоции обычно формируются раньше отрицательных. Исследования 3-х месячных малышей показали, что они уже различают удивление и радость, а в 4-6 месяцев начинают узнавать картинки, на которых изображены веселые и грустные лица, к 7 месяцам у них формируется умение определять, что испытывает взрослый - радость или страх. Научившись различать эмоциональное состояние, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. К 9 месяцам малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, страх. Дети выражают эти эмоции в улыбках, слезах, и потенциально - в смехе.
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Например, к концу первого года жизни ребенок может испытывать удовольствие от музыкальных звуков, от игрушек.
Особенно важно развивать у ребенка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых ласковых отношений с воспитателем. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по - новому не только понимать, но и переживать этот мир. Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у детей эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.
На эмоциональное поведение детей третьего года жизни влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Например, при систематическом проведении музыкальных занятий у детей появляется предпочтение к определенным песням, пляскам. После чтения сказки дети сопереживают с любимым героем. Большую радость им доставляет возможность что-то слепить, нарисовать, когда появляется изобразительное умение. Иначе говоря, с опытом становятся устойчивее и разнообразятся эстетические эмоции.
У детей третьего года жизни наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций, например, разный эмоциональный фон во время игры. Если детям третьего года предложить игрушки, то у одних действия с ними носят характер беглого, поверхностного ознакомления, в процессе которого не возникает ярко выраженного эмоционального отношения к предметам. У других, наоборот, ярко выражено эмоционально предпочтительное отношение к одной или нескольким игрушкам, с которыми дети тотчас начинают играть.
На третьем году богаче становятся формы выражения эмоций : мимика, жесты, интонации, которые дети часто копируют у взрослых. Это можно наблюдать в группе, где правильно организована их жизнь, нешумная обстановка. В противном случае дети привыкают говорить громко, монотонно, на лице у них как бы застывает выражение капризного недовольства.
Воспитание культуры чувств выражается и в заботе воспитателя о том, чтобы чувства детей были адекватны обстановке, вытекали из правильной ее оценки. Звонкий смех ребенка вызывает непривычная, с позиции его опыта, ситуация, например игрушка заводной поросенок, играющий на скрипке, или солнечный зайчик, ошибающийся в отгадывании названий мебели. Однако в ряде случаев взрослому необходимо самому создавать у ребенка соответствующий эмоциональный настрой, объяснять суть явлений.
Поведение малыша и на третьем году импульсивно, т. е. складывается под влиянием его чувств, желаний, настроения. Значит, нужно обратить особое внимание на развитие у детей таких чувств, которые побуждали бы их поступать в соответствии с правилами, указаниями взрослых и с учетом нужд сверстников. Надо развивать, в частности, чувство симпатии, потому что, если малыш испытывает его, он легче слушается взрослых, охотнее делится со сверстниками игрушками.
Связь между деятельностью и эмоциями весьма тесная. Эмоции совершенствуются по мере формирования различной деятельности, и вместе с тем возрастные своеобразия деятельности определяют специфику и известное несовершенство эмоций в первые три года. В этом возрасте ребенок живо реагирует на происходящее. Но его эмоции кратковременны, неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия детей в этом возрасте еще не объединены в ложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим.
Зная своеобразие развития эмоциональной сферы детей в период перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту, у малышей поддерживают в процессе организации их деятельности хорошее настроение, вызывают разнообразные чувства. Положительные: радость, удовольствие, нежность, веселье, интерес - повышают активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций -пресна и бесцветна.
Таким образом, эмоции играют ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Именно в практической деятельности ребенок вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Так и воображаемая деятельность позволяет эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. Знания условий и закономерностей формирования детской личности позволит более целенаправленно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.