Наталия Романова
Самообразование «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование на тему : «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды на основе образовательных областей»
Подготовила воспитатель группы № 5 Романова Н. В.
Сегодня современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно до- школьник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность. Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
Публикация «Самообразование „Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
умение переносить известные способы действий в новые условия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Самостоятельность – это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. И одним из эффективных способов развития самостоятельности у детей дошкольного возраста является создание адекватной реализуемой программе, соответствующей особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка предметно- развивающей среды.
Правильно созданная в группе предметно-развивающая среда должна решать ряд задач, а именно: .способствовать проявлению инициативы и творчества у детей в разных видах деятельности;
помогать совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность;
воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели, а также формировать познавательную активность для создания мотивации, привитие навыков познавательной деятельности.
Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступе- ни образования, переход на личностно -ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Задачи приобретают особое значение в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования :
на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая вы- бор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно-развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно ориентированного взаимодействия.
ФГОС рекомендует при создании предметно-развивающей среды соответствовать основным принципам: Трансформируемость пространства предполагает:
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Руководствуясь вышесказанным, оборудование и материалы в группе нужно постараться разместить в соответствии с линиями развития.
Для организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как разделители пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т. д.
Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо организовать так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Дети приучаются все материалы складывать на место: во-первых, по- тому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для игры другим детям и этому же ребенку. Для удовлетворения потребностей ребенка объекты деятельности необходимо размешать так, чтобы для него в них была какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность. Новая форма работы организация непосредственно-образовательной деятельности «задел на будущее» позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок.
Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно ориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.
Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Исходя из выше сказанного,в нашей группе № 5 «Цветик-семицветик» созданы условия для восприятия художественной литературы, народного фольклора. В книжном уголке подобраны книги в соответствии с возрастом детей, темой недели. Стихи иллюстрации художников о сезонном времени года. Имеются схемы, картинки для составления рассказов, альбомы по развитию речи, пособия для развития мелкой моторики рук. Иллюстрации к знакомым сказкам. Есть полка «умных книг». Расположен материал по методической теме, над которой работаем-мы воспитатели.
Книги и альбомы меняются в зависимости от темы недели и чтения по программе.
Здесь же расположен уголок краеведения. Начинаем работу по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город». Создаются тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья». Материал для ознакомления детей с малой родиной : (улица или микрорайон, где расположен наше дошкольное отделение №7,8, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.
В уголке двигательной активности-целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеются мячи, кольцебросс, кегли, скакалки, обручи, султанчики, мешочки, платочки, веревочки, мишени. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
Есть картотека подвижных игр, картотека основных видов движения, картотека утренней гимнастики, карточки - схемы с изображением различных физических упражнений, картотека гимнастики после сна, картотека гимнастики для глаз, картотека дыхательной гимнастики. Для профилактики плоскостопия имеются массажные коврики и дорожки. Имеется материал для формирования навыков ЗОЖ : альбомы, игры, дидактические игры на здоровье сбережение и спорт, имеются альбомы стихов и загадок о спорте, здоровье.
В уголке художественного творчества-целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, есть все необходимое для творчества детей : трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Репродукции картин художников по сезонам вывешиваем в виде выставки. Например, по теме недели «Зима» была организована выставка детских работ и репродукций картин известных художников.
Вывод: Задача оснащения развивающей предметно - пространственной среды ГБОУ остается одной из главных. В группе № 5 необходимо продолжать расширять, обновлять уголки, зоны, центры активности, пополнять дидактические и развивающие игры в соответствии с ФГОС ДО.