МААМ-картинки

Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Елена Ступина
Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста.

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития : мышления, воображения, памяти и эмоций.

Публикация «Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследованием проблемам развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и др.

Рассмотрим, как определяется понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и какое значение имеет речь для развития ребенка.

Известный психолог С. Л. Рубинштейн отмечает: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [6].

Р. С. Немов дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [3].

А. А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т. е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.

Это деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [2].

Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А. А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа, то можно говорить о развитом у него чувстве языка [2].

Ученые выделяют различные аспекты развития речи.

Физиологической основой развития речи является учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т. д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит, прежде всего, бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система [5] .

Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».

Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.

Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.

Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение, сформулированное Л. С. Выготским о том, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Л. С. Выготский отмечал, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [4].

Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А. В. Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь»[1].

С. Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием…. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается». [6]

Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является смысловой компонент.

Рассматривая педагогические исследования, следует отметить, что еще Ян Амос Коменский, великий чешский педагог, философ, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику, затем реальные науки и, наконец, риторику. Таким образом, овладение языком и совершенствование речи является как фундамент в освоении наук и так и завершающим звеном в обучении

Работы русского педагога позапрошлого столетия К. Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию К. Д. Ушинского, так как ему принадлежат труды, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

Таким образом, вопросы развития речи издавна интересовали многих исследователей. В педагогической среде сложилось понимание данной проблемы, которое определило различные методические подходы к ее решению.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньевская, A.M. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

О. С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное ( формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное ( формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. [7]

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Таким образом, проблема речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов, педагогов, филологов, однако социальная ситуация меняется, также постепенно меняется детская популяция, что неизбежно влечет поиск новых средств, форм, методов речевого развития детей дошкольного возраста, путей повышения эффективности образовательного процесса.

Список используемой литературы

1. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А. – М. : изд. «Педагогика», 1998.

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. : Просвещение, 1969.

3. Немов Р. С., Психология : Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 2: Психология образования.

4. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание №10, 1990.

5. Павлов И. П. Пол. Собр. Соч. – 2-е доп. Изд. – М. – Л. : изд-во АН.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Изд. «Питер», 1998.

7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2022 в 13:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ступина (УИ 832843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД