Татьяна Николаевна Чистякова
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей
дошкольников.
Анализ развития творческих способностей во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это
понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности
отождествляются со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и
Публикация «Психолого-педагогические основы развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
т. п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с
понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой
деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате
которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или
построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является
создание условий, способствующих формированию их творческих
способностей. Выделено шесть основных условий успешного развития
творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.
Взрослые не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди взрослых способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-
воспитательного процесса.
Обобщая всё выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчёт в том, что самые важные способности - это красота души, чистота сердца и талант любви. По- настоящему раскрываться, и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души.
В начале 70-х годов Дж. Гауэн и Е. П. Торранс предложили целую серию полезных советов родителям, которые бы хотели воспитывать творческую личность и одновременно не забывали бы о психическом здоровье своих детей. А я их предлагаю вам.
Советы для взрослых.
1. Разговаривайте с ребёнком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.
2. Говорите с малышом короткими фразами.
3. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
4. Поощряйте любопытство и воображение ребёнка.
5. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Нельзя говорить, что его произведение можно улучшить: Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы.)
6. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.
7. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребёнок понял ответ. Если ребёнок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.
8. Оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите чёткие и жестокие требования к ребёнку. Ребёнок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.
9. Помогайте ребёнку в удовлетворении основных человеческих потребностей.
10. Заботьтесь о том, чтобы к у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
11. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если не понят своими сверстниками.
12. Постарайтесь уменьшать социальные терпения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребёнок.
13. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплом: ребёнок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
6. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.
7. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребёнок понял ответ. Если ребёнок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.
8. Оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите чёткие и жестокие требования к ребёнку. Ребёнок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.
9. Помогайте ребёнку в удовлетворении основных человеческих потребностей.
10. Заботьтесь о том, чтобы к у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
11. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если не понят своими сверстниками.
12. Постарайтесь уменьшать социальные терпения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребёнок.
13. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплом: ребёнок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.