Анна Нарышкина
Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №52 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».
Воспитатель Нарышкина А. В.
Группа «Непоседы»
2018-2019 уч. г.
Актуальность:
Публикация «Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей» размещена в разделах
В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Цель: повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Задачи:
• изучить потребности родителей;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
• установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников,
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо – поддержки.
Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления:
1- психолого—педагогическое просвещение родителей,
2- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
3- участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.
Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:
• родительские университеты;
• конференции;
• индивидуальные и тематические консультации;
• родительские собрания;
• тренинги.
Партнёрство — это определённая форма сотрудничества в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:
- равноправие при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса,
- уважение и взаимный учёт интересов,
- взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве,
- добровольность принятия взаимных обязательств,
- равно ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников ставятся следующие задачи:
- изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд,
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки, с целью установления партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника.
В нашей группе используются различные методы работы с родителями : традиционные и инновационные.
Родительские собрания в нашей группе проводятся в атмосфере доверия,
Родители, активно участвующие в жизни группы и детского сада награждаются почё тными грамотами и благодарностями: "За организацию интересной жизни в группе" (совет родителей, "За активное участие в жизни группы и детского сада", "За помощь в благоустройстве территории детского сада", "За творческий подход в воспитании ребёнка".
Наглядная форма работы представлена в виде информационного уголка для родителей, на стендах которого родители могут ознакомиться с текущими и предстоящими событиями в жизни детского сада и группы, получить необходимую информацию и добрый совет.
Создана и ведётся открытое сообщество нашей группы "Непоседы» на сайте ВКонтакте. На нашей страничке родители могут ознакомиться с прошедшими и предстоящими мероприятиями, событиями, объявлениями, фотоотчётами, могут задать вопросы воспитателю, высказать своё мнение.
Праздники, досуги, развлечения,
Родители нашей группы с удовольствием участвуют в подготовке к праздникам, это способствует приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом,
Индивидуальная форма работы, в частности «Беседа за закрытыми дверями» позволяет обсудить с родителями проблемы ребёнка личного, психологического порядка.
Инновационным формам работы с родителями, хочется особо отметить проектную деятельность. К ней родители относятся с особым интересом. (они пополняют ППРС группы в соответствии с темой, выполняют «домашнее задание» с детьми).
Например: в ходе проекта «Сказка для мамы» родители с удовольствием к итоговому мероприятию изготовили костюмы и участвовали в представлении.
Таким образом достигается общность интересов родителей, детей и педагога.
План работы над темой в I полугодии 2018-19 уч. г.
Месяц Мероприятие Цель
сентябрь 1. Подбор методической литературы по теме.
2. Выявление социального статуса семей воспитанников.
3. Оформление информационных стендов для родителей.
4. Подготовка и проведение индивидуальных беседы с родителями, ответы на интересующие вопросы.
Разработка консультаций для родителей.
5. Опрос родителей о необходимости проведения проектов в группе (анкетирование, беседы)
6. Участие родителей в проекте «Добры молодцы, Красны девицы».
7. Размещение фотоотчета о жизни детей в группе в ВК. Подобрать литературу для самостоятельного изучения.
Выявить соц. статус семей.
Увеличить объем необходимой для родителей информации.
Подготовить родителей к совместной работе.
Привлечь родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма.
октябрь 1. Родительское собрание «Планирование совместной деятельности на новый учебный год»
2. Разработка индивидуальных бесед для родителей, консультации.
3. Участие родителей в проекте «Добры молодцы Красны девицы». Подготовка к выставке совместного творчества родителей и детей «Волшебная семечка»
4. Участие родителей в акции «Бумажные города» осенний сбор макулатуры.
5. Отчет в социальной сети в группе ВК. Формировать условия для возникновения интереса родителей жизнью группы.
Привлечь родителей к жизни детей в дет. сада, участию к развивательно –образовательной жизни ребенка в детском саду.
ноябрь 1. Подготовка материала для информирования родителей о предстоящем проекте «Сказка для мамы»
3. Участие родителей в открытом мероприятии с участием родителей «Сказка для мамы», посвященный Дню Матери.
4. Привлечение и участие родителей к подготовке к экологической викторине «Удивительный мир».
5. Коллективная консультация для родителей «Плохая погода не повод сидеть дома». Способствовать укреплению партнерских отношений между родителями и педагогами.
Разнообразить жизнь родителей и детей вне детского сада.
Укрепление доверительных партнерских отношений между участниками педагогического процесса родителями – педагогами.
декабрь 1. Родительское собрание «Безопасные каникулы»
2. Размещение материала в группе ВК. Советы родителям «Как укрепить здоровье ребенка зимой».
3. Участие родителей воспитанников в конкурсе «Новогодний талисман» совместные поделки родителей и детей.
4. Привлечение родителей уборке снега на участке.
5. Привлечь родителей к участию в оформлении группы к Новому году.
Участию в конкурсе на лучшее оформление группы к Новому году.
Продолжать создавать условия для возникновения интереса родителей жизнью группы.
В I полугодии 2018-19 учебного года в группе значительно выросли партнерские отношения между воспитателями и родителями воспитанников. Родители стали интересоваться жизнью своих детей в детском саду, с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях группы, отзываться на просьбы детей и педагогов. Родители выражали огромное желание в участии детей в различных конкурсах сада и района. На родительском собрании в декабре были отмечены грамотами самые активные дети и их родители, которые участвовали в конкурсах и выставках детского сада, группы.
План работы над темой во II полугодии 2018-19 уч. г.
январь 1. Привлечение родителей к помощи в уборке снега на площадке.
2. Информирование и привлечение родителей о предстоящем проекте «М. Пришвин – певец русской природы». пополнение ППРС группы литературой и иллюстрациями по теме.
3. Участие родителей в проектной деятельности в группе.
4. Акция «Подари книгу саду» (пополнение ППС по теме проекта).
5. Информирование родителей о поступлении в школу.
6. Подборка материалов для коллективной консультации «Скоро в школу»
7. Коллективная консультация для родителей «Скоро в школу» Способствовать укреплению семейных отношений через чтение и беседы о красоте русской природы.
Способствовать укреплению партнёрских отношений между родителями и педагогами.
февраль 1. Подборка материала для консультаций родителям.
2. Оформление фотоотчёта на странице сети ВКонтакте «Фото нашей группы» Способствовать укреплению партнёрских отношений между родителями и педагогами.
март 1. Индивидуальные консультации «Конфликты между детьми»
2. Информирование родителей о предстоящем проекте.
3. Участие родителей в проекте группы.
4. Участие родителей в выставке рисунков на базе ДПО №41 посвященному 8 Марта.
5. Подготовка к поздравлению мам и бабушек с праздником «8 марта»
Привлечь родителей к подготовке костюмов и атрибутов к празднику.
Способствовать укреплению семейных отношений через совместную с ребенком деятельность.
апрель 1. Првлечение семей группы в акции по сбору макулатуры «Бумажные города»
2. Привлечь родителей к работам на субботнике по благоустройству территории.
3. Подготовка и разработка индивидуальных бесед с родителями. Продолжать приобщать родителей к жизни ДОУ и участии в акциях и мероприятиях.
Развитие и закрепление партнерских отношений между родителями и педагогами группы.
май 1. Анкетирование родителей
2. Подготовка к итоговому родительскому собранию.
3. Привлечь родителей к участию в выпускном бале.
4. Тематическая консультация «Первоклассник». Подбор материала.
5. Коллективная беседа о работе детского сада в летний период.
Выявить уровень удовлетворённости родителей работой воспитателей.
Отчёт для родителей о проделанной работе с детьми за прошедший учебный год.
Результатом работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания. Результаты анкетирования показал, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос.