Матвиенко светлана
Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в обучении детей с различными отклонениями в развитии, необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.
Публикация «Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии» размещена в разделах
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.
И. А. Васильева [7] указывает, что процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени развития. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одаренности, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» – принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ и для реабилитации детей. Успех компьютеризации образовательного процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.
Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен лишь в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т. е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.
По мнению С. М. Томилиной[43], компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.
Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей. Компьютер – в первую очередь средство деятельности ребенка.
Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.
Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками, обобщенными образами (т. е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка – игре.
Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.
Игра позволяет «расправить крылья своих способностей». В игровом процессе своего размышления о мире ребенок пользуется знаковой (символической) системой отображения реальности в игре.
Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.
Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.
П. В. Сарапулова [36], проводя анализ специальной литературы и достижений поиспользованию компьютерных технологий вобразовательном процессе, делает вывод: при внедрении ИКТ при обучении детей с ОВЗ большая роль отводится педагогу, и появляются особые требования к его квалификации. Он должен знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность; использовать специальное программное обеспечение, электронные учебники, тренажеры, практикумы, ЦОР, энциклопедии, Интернет; знать состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;
должен уметь создавать свои электронные образовательные ресурсы; постоянно обучаться новым информационным технологиям.
Педагогу необходимо учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями. При этом он может руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.