Нагорская Анастасия
Психолого-педагогические аспекты формирования темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста
Исследуя темпо - ритмическую сторону речи, необходимо учитывать вид речевой деятельности и ритмическую организацию языкового материала. В психолингвистическом аспекте темпо - ритмическую сторону речи принято рассматривать как компонент интонации, как «суперсегментные свойства речи, которые в реальной речи не изолированы и не вычленимы». Указывают, что «в речевой деятельности сегментные (звуки, их ряды (звукосочетания) и надсегментные средства, как правило, неотделимы друг от друга и образуют симультанное «диалектическое» целое». В некоторых ситуациях речевой коммуникации темп, ритм, пауза используются «в их “чистом” виде: намеренно удлиняем паузу, чтобы привлечь внимание слушателей к важному фрагменту высказывания». В большинстве моделей порождения речи (Т. В. Ахутина, А. А. Леонтьев и др.) темпо-ритмическая сторона речи является результатом воплощения замысла высказывания в линейно-интонационной схеме, актуализируясь в речи, приобретает когнитивную окраску.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты формирования темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выбор темпа речевого высказывания, паузация зависят от коммуникативного мотива, ситуации и средств общения. Темпо - ритмо - интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция, включает лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).
Рассматривая проблему темпа речи, Л. А. Чистович с соавторами рассуждает о непрерывном изменении темпа речи в достаточно широких пределах. Для каждого темпа строится своя отдельная артикуляторная программа, и темп не фигурирует в артикуляторной программе, он относится к механизмам осуществления программы, то есть характеризует скорость реализации программы. Темп речи определяется как скорость следования слоговых команд, которая существует как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы.
Вместе с тем человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа речи и способен без специальных заданных извне стандартов удерживать его на постоянном уровне. Отмечается, что человек может воспроизвести рисунок слова или фразы не только артикуляторно, но и с помощью отстукивания пальцем, ногой. Следовательно, ритмический рисунок слова, фразы существует как самостоятельный признак, который может быть общим для большой группы слов, и, по мнению автора, в нервной системе существуют специальные образования, генерирующие сложные ритмы, используемые для вызывания конкретных движений. Авторы предполагают, что ритм – это основа, «скелет» слова, который играет существенную роль в организации слов в мозгу человека и в процессах опознавания слов.
Таким образом, с точки зрения психолингвистического аспекта темпо-ритмическая сторона речи рассматривается как компонент интонации, реализующийся через темп, ритм, паузу и определяющий выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Исследуя темпо-ритмическую сторону речи необходимо разграничивать исследование восприятия и воспроизведения темпо-ритма в речевом и неречевом плане.