МААМ-картинки

Психолого-педагогические аспекты формирования темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста

Нагорская Анастасия
Психолого-педагогические аспекты формирования темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Исследуя темпо - ритмическую сторону речи, необходимо учитывать вид речевой деятельности и ритмическую организацию языкового материала. В психолингвистическом аспекте темпо - ритмическую сторону речи принято рассматривать как компонент интонации, как «суперсегментные свойства речи, которые в реальной речи не изолированы и не вычленимы». Указывают, что «в речевой деятельности сегментные (звуки, их ряды (звукосочетания) и надсегментные средства, как правило, неотделимы друг от друга и образуют симультанное «диалектическое» целое». В некоторых ситуациях речевой коммуникации темп, ритм, пауза используются «в их “чистом” виде: намеренно удлиняем паузу, чтобы привлечь внимание слушателей к важному фрагменту высказывания». В большинстве моделей порождения речи (Т. В. Ахутина, А. А. Леонтьев и др.) темпо-ритмическая сторона речи является результатом воплощения замысла высказывания в линейно-интонационной схеме, актуализируясь в речи, приобретает когнитивную окраску.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты формирования темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Выбор темпа речевого высказывания, паузация зависят от коммуникативного мотива, ситуации и средств общения. Темпо - ритмо - интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция, включает лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

Рассматривая проблему темпа речи, Л. А. Чистович с соавторами рассуждает о непрерывном изменении темпа речи в достаточно широких пределах. Для каждого темпа строится своя отдельная артикуляторная программа, и темп не фигурирует в артикуляторной программе, он относится к механизмам осуществления программы, то есть характеризует скорость реализации программы. Темп речи определяется как скорость следования слоговых команд, которая существует как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы.

Вместе с тем человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа речи и способен без специальных заданных извне стандартов удерживать его на постоянном уровне. Отмечается, что человек может воспроизвести рисунок слова или фразы не только артикуляторно, но и с помощью отстукивания пальцем, ногой. Следовательно, ритмический рисунок слова, фразы существует как самостоятельный признак, который может быть общим для большой группы слов, и, по мнению автора, в нервной системе существуют специальные образования, генерирующие сложные ритмы, используемые для вызывания конкретных движений. Авторы предполагают, что ритм – это основа, «скелет» слова, который играет существенную роль в организации слов в мозгу человека и в процессах опознавания слов.

Таким образом, с точки зрения психолингвистического аспекта темпо-ритмическая сторона речи рассматривается как компонент интонации, реализующийся через темп, ритм, паузу и определяющий выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Исследуя темпо-ритмическую сторону речи необходимо разграничивать исследование восприятия и воспроизведения темпо-ритма в речевом и неречевом плане.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Видео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возрастаВидео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение «Маленькие гномики» (Альбинас Циплияускас) Это весёлый добрый танец, в котором дети могут проявлять свой артистизм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты формирования темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 13:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты формирования темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нагорская Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД