Ольга Гришнева
Психолого-педагогическая характеристика детской агрессии
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая характеристика детской агрессии
Слово «агрессия» происходит от латинского оригинала, и буквально переводится как «двигаться к», «надвигаться». В первоначальном смысле понятие «быть агрессивным» связывалось с семантикой «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнений».
Исследователи агрессии имеют разные взгляды на сущность агрессии, а также на то, как следует рассматривать указанное явление: как положительное или отрицательное.
Темочки:
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Темочки
До начала XIX века эквивалентным агрессивному являлось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позже значение слова сузилось, агрессию стали понимать как враждебное поведение по отношению к окружающим. Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессии у детей в дошкольном возрасте, поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.
Подагрессией понимается любое умышленное действие, направленное на причинение вреда другому лицу, группе людей или животному.
Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Различия в определении агрессии обычно связаны с другими, но очень важными критериями.
Анализ литературы по этому вопросу показывает, что различные определения агрессии обязательно содержат компонент деятельности в поведении, которое другие считают вредным. Г. Фитгором под агрессией понимаются «акты враждебности, нападения, разрушения, то есть действия, наносящие вред другому лицу или объекту» .
Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
Из многих имеющихся определений агрессии ни одно не является исчерпывающим или универсально применимым.
Все мы, конечно, относимся к проявлениям агрессии в негативе, однако переносим нашу негативную связь с конкретными проявлениями агрессии термином «агрессия» в целом.
Между тем, это не совсем правильно: в нашем исследовании мы разделяем мнение многих исследователей о том, что агрессия является естественным свойством человека, неотъемлемой частью его жизни, а не социальной или клинической патологией.
Агрессивные тенденции присущи самой природе человека, а радость, полученная от разрушения и применения насилия – его изначальное свойство. Страсть человека к разрушению научно описано 3. Фрейд: наряду с либидо, это один из двигателей развития общества. Наивные люди до сих пор считают, что человек по натуре добрый, и если он проявляет агрессию, то только потому, что его так вынуждают сложившиеся социальные условия или особенности воспитания. «Вера в доброту человеческой природы-одна из худших иллюзий. В человеке таится особый инстинкт-агрессии и разрушения» .
А. А. Реан отметил: «механизм защитной агрессии» смонтирован» в мозгу человека и животного и призван уберечь их жизненные интересы от угроз. необходимо строго отличать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни» .
Итак, вы должны принять эту агрессию к человеку биологически. Это механизм, который позволил homosapiens выжить в очень древние времена среди более приспособленных и мощных животных. Впоследствии, после решения этих проблем, агрессия не исчезла, а как развитие человека и воспитание общества, перешла под контроль социальных норм и функций.
Искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Напротив, мы должны обеспечить, чтобы они были соразмерны обстоятельствам и социально приемлемы и не ограничивались без необходимости соблюдения прав и свобод человека.
В зарубежной психологии существует три различных подхода, объясняющих природу агрессии. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени, но ни один из них не может претендовать на их объяснительный потенциал для всестороннего объяснения агрессивного поведения. В то же время следует отметить, что наиболее доказательными, последовательными и проверенными на сегодняшний день являются теория фрустрации и концепция агрессии социального обучения.