Елена Сысоева
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является значимым периодом в психическом развитии ребенка.
Педагоги и психологи выделяют младший, средний и старший дошкольный возраст. По мнению психологов, каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием ребенка, но и со значимым изменением познавательной деятельности ребенка. Также значимые изменения касаются личности ребенка, что является необходимым для успешного перехода к новой для ребенка социальной роли школьника [7, с. 18].
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст – это период освоения окружающего мира, развития физических, творческих, познавательных способностей, осознанного общения со сверстниками, изменения образа «Я».
Исследования психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста отражены в работах таких известных педагогов, как Поддъяков Н. Н., Запорожец А. В, Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б и другие.
В старшем дошкольном возрасте формируются такие психические процессы как память, внимание, восприятие, речь, а также происходят существенные изменения в образе себя, своей самооценки и своем самосознании. Процесс становления в этом возрасте сопровождается изменениями в психофизиологических функциях и перетекает в формирование личностных новообразований.
Память в дошкольном возрасте имеет непроизвольный характер. К старшему дошкольному возрасту происходят как количественные, так и качественные изменения. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем памяти. Так, например, в возрасте 3-4 лет дети запоминают 4 – 5 названий предметов, то уже в возрасте 5-6 лет дети могут запомнить 10, а иногда и более названий предметов.
Педагог Чепцова Н. А. в своей книге «Психологическая характеристика старших дошкольников» отмечает, что «качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребенок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации» [55, с. 87].
По мнению многих педагогов, старший дошкольный возраст следует рассматривать как ближайшую перспективу умственного развития.
Так, А. В. Запорожец и М. И. Лисина считают, что к старшему дошкольному возрасту происходит формирование и накопление большого опыта практических действий. Также к этому периоду формируется достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Дошкольник уже способен запомнить то, что для него представляет наибольший интерес. Этот процесс обусловливает объем фиксированного материала, который определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению [20].
Следует отметить, что в значительной мере развитию произвольного запоминания и становлению смысловой памяти во многом способствует игровая деятельность дошкольников. Так, например, для осуществления игровой деятельности необходимо запомнить правила, важную информацию и в соответствующий момент воспроизвести ее в игре.
Также существенно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что «дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления» [19, с. 58].
В старшем дошкольном возрасте также происходит развитие внимания. К 5 годам внимание носит непроизвольный характер, дети могут удерживать внимание 30 минут и дольше, при условии, что им интересна эта деятельность. К старшему дошкольному возрасту развивается произвольность, концентрация внимания. По мнению Чепцовой Н. А., «помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребенка ко все более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать свое внимание на решении самых различных задач» [55].
Также, по мнению педагогов и психологов, важным новообразованием в старшем дошкольном возрасте является овладение воображением, которое начинает приобретать независимость, отделяясь от практической деятельности.
По мнению А. Г. Гогоберидзе, в особенности воображение детей старшего дошкольного возраста проявляется в рисовании, игре, сочинении стихотворений и сказок. В возрасте от 5 до 6 лет дети уже могут следовать задуманному плану, замыслу или ситуации, а также вносить какие – то свои изменения [18].
По мнению психолога Веракса Н. Е., воображение в старшем дошкольном возрасте претерпевает качественные изменения, приобретая также произвольный характер. «В данном возрасте расширяются образы воображения, они становятся более яркими и чёткими. Воображение ситуативное и неустойчивое. Расширяется объем воображения, появляется ряд взаимосвязанных образов, внешняя опора подсказывает замысел и подбирает необходимые средства. Воображение ребёнка служит для объединения различных впечатлений, создавая целую картину мира. Особенно отчётливо роль воображения проступает в ситуации неопределённости, когда дошкольник не находит в своём опыте объяснения какого-либо факта действительности. Развитие воображения в сочетании с познавательным интересом способствует тому, что дети в 5-7 лет создают воображаемых персонажей, истории и сказки» [9, с. 32].
Существенным является и то, что восприятие детей старшего дошкольного возраста становится осмысленным. В старшем дошкольном возрасте ребёнок овладевает восприятием формы, цвета, картинки, пространства. Дети данного возраста уже способны установить, на что похож предмет. Постепенно ребёнок переходит от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных явлений и предметов. Происходит более тщательное и планомерное исследование предметов. Одновременно со зрительным восприятием у старшего дошкольника развивается и слуховое восприятие. Образы восприятия становятся более глубокими по содержанию. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом [37, с. 56].
В старшем дошкольном возрасте происходит динамичное развитие наглядно – образного мышления. Образное мышление –«главный вид мышления у детей старшего дошкольного возраста», считает А. Г. Гогоберидзе. «Развитие данного вида мышления позволяет ребенку решать задачи не только наглядно, но и в уме. Он представляет для себя реальную ситуацию и начинает действовать в ней, решая ту или иную задачу» [18].
Дальнейшее формирование наглядно-образного мышления позволяет производить накопление фактов, а также сведений об окружающем мире. Все это является основой для формирования представлений и понятий. К концу дошкольного периода преобладает наглядно-схематическое мышление, то есть при решении какой-либо задачи дошкольник может использовать схематические изображения. Важность формирования наглядно-образного мышления состоит в том, что при помощи этой формы образуется логическое мышление. Логическое мышление проявляется в использовании и преобразовании понятий [43, с. 48].
Главным в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста является умение обобщать, которое считается базой для развития словесно – логического мышления, то есть способности для анализа, рассуждения, умения сравнивать, обобщать и делать выводы. Поэтому старшие дошкольники уже могут дать понятное и логическое определение тому или иному предмету или явлению.
В этой связи важно выделить, что к 6-7 годам дошкольник может подходить к решению проблемной ситуации, применяя три способа:
– при помощи наглядно-действенного мышления;
– при помощи наглядно-образного мышления;
– при помощи логического мышления [25, с. 15]
Развитие речи старшего дошкольника тесно связано с развитием логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас слов. На основе понимания и значения данных слов развивается способность к обобщению, а так же классификации предметов. Пополнение речи ребёнка является следствием жизненного опыта, усложнением его деятельности и общением со взрослыми. Становятся возможными такие интеллектуальные операции как обобщение, сравнение, классификация. Данной особенностью в этот период является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качеством отношении, речь из ситуативной становится контекстной, складывается планирующая и инструктивная функция речи, проявляющаяся сначала в игровой, а затем в учебной деятельности. В словарь детей данного возраста входят 2500-3000 слов. В речь ребёнка включаются наречия, прилагательные, существительные с обобщенным значением [37].
А. Г. Гогоберидзе отмечает, что у детей старшего дошкольного возраста активно развиваются все компоненты устной речи. В этом возрасте у детей улучшается фонематический слух, грамматический строй речи (пользуются почти всеми частями речи, интонационная выразительность и так далее. В этом возрасте ребенок уже произносит все звуки правильно (шипящие, свистящие, сонорные, точно говорит слова, использует в своей речи антонимы и синонимы [18].
Несомненно, важнейшим новообразованием данного возраста является возникновение произвольности, когда ребенок сам может контролировать свое поведение.
Центральным новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов. В старшем дошкольном возрасте мотив «Надо» начинает доминировать над мотивом «Хочу». Также происходит развитие самооценки у детей, усвоение этических норм поведения.
Психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения является итогом психического развития дошкольника.
И. Ю. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности – личностную и интеллектуальную готовность к школе. По мнению И. Ю. Кулагиной, оба аспекта имеют значение для того, чтобы и учебная деятельность ребенка была успешной, и его адаптация к новым условиям была безболезненной [31, с. 65].
У дошкольников значительно расширяется кругозор, они активно интересуются окружающим миром, задают большое количество вопросов, тем самым получая новые знания о себе, окружающих людях и мире.
Также существенное значение в этом возрасте имеет половая идентификация, когда дети четко понимают, какими качествами должны обладать девочки, а какими - мальчики.
Дети старшего дошкольного возраста знакомы с правилами и нормами поведения, эти нормы они усваивают при общении со своими сверстниками, взрослыми и детьми других возрастов.
Ребенок старшего дошкольного возраста способен дать оценку поведению и поступкам своих сверстников, проанализировать и сравнить свое поведение с поведением других детей.
В общении ребёнка появляется важный мотив – получение положительной оценки от окружающих его людей. Дети часто сравнивают свои успехи с успехами других детей, при этом они остро переживают неудачи.
В этом возрасте появляются потребности к коллективной игре со сверстниками.
Опыт первых дружеских отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится коммуникативное развитие ребёнка. В этом возрасте дети активно делятся друг с другом, где они были и что видели, делятся своими впечатлениями и событиями, дают оценку качествам и поступкам других детей. Дети могут просто и долго разговаривать, что они не умели в младшем дошкольном возрасте, не совершая при этом предметных действий [19, с. 50].
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать и различать связи и зависимости в поведении и взаимоотношениях людей, учится познавать себя и окружающих. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – дети начинают предъявлять к себе такие требования, которые раньше к ним предъявляли взрослые [18].
Важные изменения происходят и в мотивации к установлению положительного отношения к ребенку окружающих. В младшем дошкольном возрасте выполнение определенных правил являлось для ребенка средством получения одобрения взрослого. В старшем дошкольном возрасте это становится более осознанным. Существенная роль в этом принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов. С усвоением социальных норм ребенок строит свое поведение на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. При этом носителем норм и правил ребенок считает взрослого. Но при определенных условиях в роли носителя норм может выступать и сам ребенок. В результате активность в отношении соблюдения принятых норм дошкольником значительно повышается [7, с. 45].
Важным в данном возрасте является переход от применения предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К возрасту шести лет происходит развитие и формирование четкой избирательности восприятия в отношении социальных объектов и явлений [31, с. 38]
Значимые изменения в представлении ребенка о себе происходят в старшем дошкольном возрасте. В представление ребенка о себе входят не только качества, которыми он уже обладает, но и те качества, которыми он хотел бы обладать. В старшем дошкольном возрасте ребёнок способен осознавать свои личные качества. При этом, вследствие ограниченности знаний о своих возможностях, ребёнок оценивает себя через призму отношения к нему взрослых людей.
Для ребенка важной является роль, которую он занял в группе сверстников. Самооценка может быть, как заниженной, так и завышенной, переход с одного состояния в другое – естественен на начальном этапе её формирования [34, с. 78].
Таким образом, дошкольный возраст является важным периодом в социально-коммуникативном развитии ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте познавательная активность детей достаточно высокая, развиваются психические процессы : восприятие, мышление, внимание, память, воображение, формируется логическое мышление. Объем памяти и внимания увеличиваются, возрастают концентрация внимания, переключение и распределение.
Ведущим видом деятельности является игра. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, предпочтением определённых сверстников. Появляется интерес к коллективной игре. В отношениях появляются такие качества как конкурентность и соревновательность.
Происходит интенсивное становление личности.
Также развивается эмоционально-волевая сфера, и формируется способность управлять своим поведением.
Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, об окружающих, в их самосознании и самооценках, понимании своих чувств, и эмоций и чувств других людей, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.