Елена Серова
Психологическое здоровье педагога как фактор влияния на качество педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит от многих факторов. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога : его знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности и, конечно, к здоровью педагога. Педагог в своей деятельности стремится к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него факторов.
Публикация «Психологическое здоровье педагога как фактор влияния на качество педагогического процесса» размещена в разделах
Однако, внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью. Во многом профессиональный и личностный потенциалы, успешность труда педагога могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье.
Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития.
Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных. Все выше сказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки педагогов как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога, направленная на повышение стрессоустойчивости, самооценки, уровня самопринятия, снижения уровни тревожности.
Одним из известных способов оптимизации деятельности педагога является метод саморегуляции. Итак, саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности, и усиливает мобилизацию ресурсов организма. Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции.
Все сказанное позволяет утверждать, что наиболее важным моментом в модернизации современного образования является внедрение психологической культуры в работу педагогов.