марина пудовкина
Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического направления развития воспитанников № 5 «Солнышко» города Новопавловска
Рабочая программа
Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Составитель педагог-психолог :
Публикация «Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Пудовкина М. Г.
г. Новопвловск, 2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения
Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.).
Одарённые дети как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Одаренность интеллектуальная - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т. е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т. д.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется еще несколькими обстоятельствами:
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра.
Основой для разработки рабочей программы стала инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее — ФГОС ДО, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», "Санитарно-эпидемиологическими требования к организации общественного питания населения" от 27 октября 2020 г. N 32 -- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и на основании Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22. 10. 1999 г., как организацией осуществляющей образовательную деятельность на основании устава детского сада; Приказом Министерства Образования Ставропольского края от 30 июня 2020 года N 736-пр
Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края и Плана мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края на 2020 - 2025 годы.
В основу рабочей программы по психологическому сопровождению интеллектуально способных и одарённых детей положены принципы :
1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;
2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;
3. Принцип личностно- ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);
4. Принцип ведущей деятельности;
Цель: Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей в ДОУ
Задачи:
1. Выявление у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной одарённости;
2. Психологическое сопровождение, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей старшего возраста;
3. Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
Адресат программы: Данная программа предусмотрена для работы интеллектуально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет, а также для работы с педагогами и родителями.
Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:
- Подгруппова
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю, занятия ориентированы на сохранность актуального уровня развития интеллектуальной сферы детей. В частности:
- развитие творческое воображение,
- развитие личностной и волевой сферы,
- развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления).
Ожидаемые результаты:
Дети с хорошо развитой интеллектуальной и коммуникативной сферой, сформированной адекватной самооценкой и уверенностью в себе.
С развитой эмоционально-волевой сферой и сформированной позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
Формирование внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу для успешной социализации и самореализации одаренных детей.
Содержание работы
В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:
1. Психодиагностика
2. Развивающая работа
3. Психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития интеллектуально одарённых детей).
Психодиагностика
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется наблюдение и анкетирование. Анкета на определение склонностей ребенка, Савенков А. И. (Приложение 1)
Анкетирование проводиться в 2 этапа:
анкетирование педагогов;
анкетирование родителей.
Педагоги младших и средних групп заполняют анкету, где определяют склонность у детей признаков одарённости : дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых склонность проявляется в интеллектуальной сфере.
2-й этап: отбор детей в группу интеллектуально одарённых.
Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века - века информационных технологий, т. к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.
При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используем следующие методики (Приложение 2) :
• Экспресс диагностика психически - познавательных процессов (Н. Н. Павлова и Л. Г. Руденко)
• Методика «Дерево желаний» В. С. Юркевич
• Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии интеллектуальной одарённости детей.
3-й этап: мониторинг одарённости.
Для того чтобы отследить динамику развития одарённости проводиться психолого-педагогическая диагностика (в начале года, и итоговая диагностика (в конце года)
Развивающая работа
Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
ТРИЗ-педагогика сегодня - это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями.
Решением этой задачи, на наш взгляд, является реализация программы групповых занятий С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» развивающей направленности. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю. Продолжительность занятий детей старшего дошкольного возраста – 30 минут.
Занятия ориентированы на развитие у дошкольников речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. и поддержку эмоционально – волевой сферы.
Этапы занятий:
1. Организационный этап
• создание эмоционального настроя в группе.
2. Основной этап
• задания с использованием «приемов фантазирования», «приемов придумывания нового объекта», «методики рассказа по картинке» (по методике Мурашковской И. Н., обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т А.) и др.
на развитие познавательных процессов и творческих способностей.
3. Заключительный этап
• практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия ;
• подведение итогов занятия
Пример интеллектуально-развивающего занятия (Приложение 3)
Психопрофилактика и психопросвещение
1. Работа с педагогами:
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми :
теоретические знания по вопросу одарённости;
наличие практического опыта;
позитивная Я-концепция;
целеустремлённость и настойчивость;
зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
эмоциональная стабильность;
чуткость;
креативность.
Формы работы с педагогами:
• консультация
• беседы
• памятки с рекомендациями
• стендовая информация
2. Работа с родителями:
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А. М. Матюшкин, Ю. С. Багимов и другие). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка.
Помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Формы работы с родителями одарённых детей :
• беседы
• индивидуальные консультации
• памятки
• стендовая информация
Примерное годовое планирование работы с одарёнными детьми
Месяц Мероприятие Форма работы
Сентябрь Знакомство с детьми и их родителями (законными представителями) Наблюдение, беседы
Составление соглашений с родителями (законными представителями) на проведение диагностического и коррекционного сопровождение интеллектуально одарённых детей
Беседа, заключение соглашений
Психодиагностическая работа с участниками образовательного процесса по выявлению у детей признаков одаренности.
Предоставление педагогической информации родителям.
Анкетирование, диагностика, наблюдение.
Консультации, беседы.
Октябрь - апрель
Проведение занятий с использованием различных технологий
Развивающие упражнения и игры
Проведение профилактических и просветительских работ
Практикумы, консультации
Организация работы постоянно действующего консультативного пункта
Консультации, рекомендации
Май Итоговая диагностика (мониторинг)
Диагностика, наблюдение
Систематизация материалов по итогам реализации проекта. Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных
Обобщение и распространение опыта. Статьи, презентации, выступления, буклет, сборник
Тематическое планирование
интеллектуально-развивающих занятий
Темы
Цель
Октябрь
Занятие 1.
Противоречия в погоде
- активизировать интерес детей к окружающему миру;
- систематизировать знания детей о явлениях природы.
Занятие 2.
Противоречия в предметах.
- систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;
- систематизировать знания о свойствах предметов.
Занятие 3.
Противоречия в предметах (продолжение) - систематизировать знания детей о профессиях;
- обучать выделять противоположные признаки объектов;
- развивать внимание; эмпатию.
Занятие 4. Противоречия в ситуациях
- обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
- ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Ноябрь
Занятие 5. Противоречия в размерах
- активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;
- формировать понимание относительности размера;
- систематизировать знания детей о размерах животных.
Занятие 6. Противоречия в количестве
- активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;
- формировать понимание относительности количества.
Занятие 7. Противоположные признаки - активизировать мышление детей;
- обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма»;
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;
- активизировать использование антонимов в речи.
Занятие 8. Обобщающее занятие по противоречиям - систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.
Декабрь
Занятие 9. Подсистемы человека
- систематизировать знания о строении человека;
- развивать внимание, умение сравнивать, обобщать;
- развивать воображение.
Занятие 10. Подсистемы предметов: объект «чайник»
- систематизировать знания о посуде;
- обучить функциональному подходу восприятия подсистем;
- развивать диалектическое мышление;
- развивать умение прогнозировать.
Занятие 11. Подсистемы предметов: объект «машина»
- систематизировать представления детей о транспорте;
- обучать системному анализу объекта;
- закрепить знание правил дорожного движения.
Январь
Занятие 12. Обобщающее занятие по подсистемам
- систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей;
- познакомить с приемами сочинения загадок;
- развивать воображение.
Занятие 13. Метод маленьких человечков
- познакомить с методом маленьких человечков;
- обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;
- развивать воображение, умение инсценировать;
развивать познавательный интерес, умение анализировать причины
Занятие 14. Твердые и жидкие человечки
- активизировать мышление детей;
- закрепить представления детей о свойствах жидких веществ;
обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Занятие 15. Прием фантазирования «Дробление — объединение»
- развивать аналитико-синтетические умения; позна-комить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение
Февраль
Занятие 16. Метод фокальных объектов (МФО)
- познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение пере-носить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.
Занятие 17. Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение»
- познакомить с приемом фантазирования «увеличение — уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопережи-вать; формировать коммуникативные навыки
Занятие 18. Свойства и признаки
- развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить примы и с одного объекта на другой.
Занятие 19. Развитие ассоциативности
- обучать навыкам ассоциативного мышления; развинти. навыки театрализации, перевоплощения.
Март
Занятие 20. Развитие ассоциативности (продолжение)
- активизировать мышление детей; систематизировать и ш м и я об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление.
Занятие 21. Прием фантазирования «Оживление»
- познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование
Занятие 22. Волшебник Времени
- познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение.
Занятие 23. Волшебник Времени (продолжение)
- развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования.
Апрель
Занятие 24. Морфологический анализ
- активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.
Занятие 25. Прием фантазирования «Наоборот».
- познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использо-вания антонимов; развивать чувство юмора, воображение.
Занятие 26. Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы
- формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.
Занятие 27. Рассказ по картинке: «системный оператор»
- развивать внимание, наблюдательность; обучать по-строению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования.
Май
Занятие 28. Обобщающее занятие за год
- продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года.
Интеллектуальное соревнование Участие в открытом Всероссийском турнире способностей «РостОК» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет - выявить уровень интеллектуальных способностей - действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации.
Тестирование Итоговая диагностика (мониторинг) - отследить динамику развития одарённости у воспитанников.
Методическое обеспечение:
1. Гин С. И. Г49 Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.
2. Дементьева, Л. А. 2. Диагностика детской одаренности : методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми [Текст]/ Л. А. Дементьева. – Курган: РАГС, 2009. – 82 с.
3. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности / А. А. Лосева. - М. : Просвещение, 2004. – 214 с.
4. Пасечник, Л. В. Одаренность : эволюция понятия и диагностика/ Л. В. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 4. - С. 61-73.
5. Савенков, А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А. И. Савенков // Педагогика. - 2000.- №10. - С. 87-94.
6. Савенков, А. И. Психология детской одаренности /А. И. Савенков. - М. : Учебник XXI века, 2010. – 448 с.
7. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ, Изд-во: Аркти, 2010. - 76 с. ( Серия: Растем умными (Технология ТРИЗ)
8. Электронное пособие «В помощь психологу ДОУ». Психологическая работа в ДОУ. Издательство «Учитель», 2011 г.