Мадонова Елена Николаевна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ГБОУ.
-С администрацией
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
3. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
Публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности, Часть 3» размещена в разделах
4. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ЦПМПК.
7. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
10. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
11. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т. д., организованных на базе ОУ.
- С воспитателями
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
12. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
13. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- С музыкальным руководителем
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
3. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
5. Участвует в проведении музыкальной терапии.
6. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
7. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
- - С руководителем по физической культуре
1. Участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
2. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей ОВЗ, уровня их развития и состояния здоровья.
3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
4. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации соревнований между возрастными группами : старшей и подготовительной).
6. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
7. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
8. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
- С учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4. Разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение построек по образцу и др.
7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
8. Участвует в ПМПК (организация работы, составление характеристики и заключений).
9. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
10. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
- С учителем-дефектологом
1. Изучает психолого-медико-педагогические особенности и условия жизни детей.
2. Выявляет трудности и проблемы и своевременно оказывает психолого- педагогическую помощь и поддержку.
3. Определяет задачи, формы, методы социально-психологической работы с детьми с особыми образовательными потребностями
4. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
5. Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде
6. Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.
7. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
8. Разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
9. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
10. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
11. Оказывает психологическую помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.
6. Социальное партнерство с родителями.
Сотрудничество педагога-психолога с родителями начинается сразу при поступлении ребенка в ГБОУ. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Их согласие необходимо и для оказания психологической помощи ребенку в целом. С родителями (законными представителями) заключается письменное соглашение о проведении психологической работы с детьми.
Дети ГБОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Это учитывается при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ГБОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.
В августе проходит собрание родителей поступивших в садик детей. Педагог-психолог говорит об особенностях детей раннего возраста, раздает памятки «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению», проводит индивидуальные консультации по темам:
1) психологические особенности детей раннего возраста;
2) адаптация ребенка к ГБОУ;
3) Признаки психоэмоционального напряжения;
4) 5 способов научить ребенка одеваться;
5) Почему ребенок капризничает;
6) «Не хочу спать!»
Для родителей детей 5- : 6 лет:
1) Лживость. Обманщик и фантазер.
2) Безынициативность. Лентяй и избалованный.
3) Неустойчивая самооценка. Хвастун и воображала.
4) Застенчивость. Бука и молчун.
5) Навязчивость. Болтун и приставала.
Для родителей выпускников ГБОУ целый год проходят мероприятия под общим названием «Скоро в школу». Цель: формирование родительской компетентности в области психологической готовности детей к школе.
Задачи:
1. Расширение диапазона знаний о психологической готовности к школе у родителей детей подготовительной группы.
2. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
3. Формирование мотивационного компонента готовности к школе у детей подготовительной группы.
Предварительная работа включает индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики детей к школе, а также проведение в начале учебного года родительского собрания «Готовность детей к школе». Цель собрания – привлечение внимания родителей к данной проблеме. Дальнейшая работа с родителями строится в соответствии с планом:
1. Анкетирование «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?» с целью изучения родительских ожиданий от перехода детей к школьному обучению. (ноябрь-декабрь).
2. Тренинг «Мой будущий первоклашка». Цель: повышение родительской компетенции в области психологической готовности ребенка к школе. (январь).
3. Консультация «Как помочь ребенку подготовиться к школе». (март)
4. Памятка «Что должен знать ребенок, поступающий в школу». (апрель).
5. Анкетирование родителей. Цель: исследование уровня ситуативной тревожности.
6. Тренинг-беседа «Родительские запреты».
Несколько затруднено общение с родителями детей с ОВЗ. Как показывает опыт, большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка. Родители ребенка с ОВЗ очень нуждаются в поддержке окружающих. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Это может привести к тому, что родители будут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем, связанных с развитием ребенка и со сложными семейными взаимоотношениями.
7. Методическое обеспечение.
1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера. 2009.
2. Программа «Истоки» Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М. : Просвещение, 1988.
3. Верещагина Н. В. Если ребенок отстает в развитии. – СПб. : ООО «Детство-пресс»,2012.
4. Выготский Л. С. Воображение в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991.
5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступеньки общения. : от года до шести. – М. : ИНТОР, 1996.
6. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор-составитель И. А. Паэухина – СПб. : «Детство-пресс», 2008.
7. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. М. ,1994
8. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития : понять, чтобы помочь. – М. : Школьная пресса, 2005. – 96 с.
9. Захаров А. И. Детские неврозы. «Респекс», СПб: 1995.
10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
11. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников. – М. : «ЦГЛ», 2003.
12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. – М. : АРКТИ, 2009.
14. Мамайчук, И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно – практическое руководство. – Спб. : Речь, 2004.
15. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль,1996.
16. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. 1990.
17. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2005.
18. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., и др. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
19. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., и др. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
20. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., и др. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
21. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе : Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2004
22. Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику» С-Пб., детство – ПРЕСС, 2000г.
8. Материально-техническое обеспечение кабинета педагога-психолога ГБОУ Школа №2089
• Консультативное пространство оснащено столиком.
• Игровое пространство включает шкаф с игрушками, ковер, один стол 7 детских стульчиков, мягкие модули.
• стол для песочной терапии.
• Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, шкафом для рабочих папок.
Литература подобрана по следующим разделам:
• по детской психологии и возрастным особенностям детей;
• коррекционно-развивающая;
• по диагностике уровня развития детей;
• для родителей;
• по организации психологической службы в ГБОУ.
Игровое пространство включает:
• пазлы;
• пирамиды, матрешки;
• конструктор (типа «Лего»);
• сюжетные кубики, сюжетные картинки;
• небольшой набор строительного материала;
• куб форм (с прорезями);
• различные головоломки;
• «Умные шнуровки»;
• Шумовые инструменты;
• тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний», «Логический поезд», «зоопарк настроений» т. д. ;
• маски с различным эмоциональным выражением;
• различные виды кукол;
• игрушки-сюрпризы с включением движения, цвета и звука;
• наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз») :
• лопатка, совок, ведерко, емкости для песка;
• природный материал (листики, шишки и т. д.);
• емкость для воды с набором плавающих игрушек;
• разнообразный художественный материал: пластилин, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага);
• диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.);
• волшебный мешочек;
• счетные палочки;
• домино.