Получи документы

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 3

Мадонова Елена Николаевна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ГБОУ.

-С администрацией

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

2. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

3. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

Публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности, Часть 3» размещена в разделах

4. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ЦПМПК.

7. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

10. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.

11. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т. д., организованных на базе ОУ.

- С воспитателями

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

11. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

12. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

13. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

- С музыкальным руководителем

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

3. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

5. Участвует в проведении музыкальной терапии.

6. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

7. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

- - С руководителем по физической культуре

1. Участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

2. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей ОВЗ, уровня их развития и состояния здоровья.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

5. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации соревнований между возрастными группами : старшей и подготовительной).

6. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).

7. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).

8. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

- С учителем-логопедом

1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

4. Разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение построек по образцу и др.

7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

8. Участвует в ПМПК (организация работы, составление характеристики и заключений).

9. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

10. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

- С учителем-дефектологом

1. Изучает психолого-медико-педагогические особенности и условия жизни детей.

2. Выявляет трудности и проблемы и своевременно оказывает психолого- педагогическую помощь и поддержку.

3. Определяет задачи, формы, методы социально-психологической работы с детьми с особыми образовательными потребностями

4. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

5. Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде

6. Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.

7. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

8. Разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

9. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

10. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).

11. Оказывает психологическую помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.

6. Социальное партнерство с родителями.

Сотрудничество педагога-психолога с родителями начинается сразу при поступлении ребенка в ГБОУ. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Их согласие необходимо и для оказания психологической помощи ребенку в целом. С родителями (законными представителями) заключается письменное соглашение о проведении психологической работы с детьми.

Дети ГБОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Это учитывается при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ГБОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.

В августе проходит собрание родителей поступивших в садик детей. Педагог-психолог говорит об особенностях детей раннего возраста, раздает памятки «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению», проводит индивидуальные консультации по темам:

1) психологические особенности детей раннего возраста;

2) адаптация ребенка к ГБОУ;

3) Признаки психоэмоционального напряжения;

4) 5 способов научить ребенка одеваться;

5) Почему ребенок капризничает;

6) «Не хочу спать!»

Для родителей детей 5- : 6 лет:

1) Лживость. Обманщик и фантазер.

2) Безынициативность. Лентяй и избалованный.

3) Неустойчивая самооценка. Хвастун и воображала.

4) Застенчивость. Бука и молчун.

5) Навязчивость. Болтун и приставала.

Для родителей выпускников ГБОУ целый год проходят мероприятия под общим названием «Скоро в школу». Цель: формирование родительской компетентности в области психологической готовности детей к школе.

Задачи:

1. Расширение диапазона знаний о психологической готовности к школе у родителей детей подготовительной группы.

2. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

3. Формирование мотивационного компонента готовности к школе у детей подготовительной группы.

Предварительная работа включает индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики детей к школе, а также проведение в начале учебного года родительского собрания «Готовность детей к школе». Цель собрания – привлечение внимания родителей к данной проблеме. Дальнейшая работа с родителями строится в соответствии с планом:

1. Анкетирование «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?» с целью изучения родительских ожиданий от перехода детей к школьному обучению. (ноябрь-декабрь).

2. Тренинг «Мой будущий первоклашка». Цель: повышение родительской компетенции в области психологической готовности ребенка к школе. (январь).

3. Консультация «Как помочь ребенку подготовиться к школе». (март)

4. Памятка «Что должен знать ребенок, поступающий в школу». (апрель).

5. Анкетирование родителей. Цель: исследование уровня ситуативной тревожности.

6. Тренинг-беседа «Родительские запреты».

Несколько затруднено общение с родителями детей с ОВЗ. Как показывает опыт, большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка. Родители ребенка с ОВЗ очень нуждаются в поддержке окружающих. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Это может привести к тому, что родители будут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем, связанных с развитием ребенка и со сложными семейными взаимоотношениями.

7. Методическое обеспечение.

1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера. 2009.

2. Программа «Истоки» Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М. : Просвещение, 1988.

3. Верещагина Н. В. Если ребенок отстает в развитии. – СПб. : ООО «Детство-пресс»,2012.

4. Выготский Л. С. Воображение в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991.

5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступеньки общения. : от года до шести. – М. : ИНТОР, 1996.

6. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор-составитель И. А. Паэухина – СПб. : «Детство-пресс», 2008.

7. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. М. ,1994

8. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития : понять, чтобы помочь. – М. : Школьная пресса, 2005. – 96 с.

9. Захаров А. И. Детские неврозы. «Респекс», СПб: 1995.

10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

11. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников. – М. : «ЦГЛ», 2003.

12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. – М. : АРКТИ, 2009.

14. Мамайчук, И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно – практическое руководство. – Спб. : Речь, 2004.

15. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль,1996.

16. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. 1990.

17. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2005.

18. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., и др. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

19. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., и др. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

20. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., и др. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

21. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе : Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2004

22. Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику» С-Пб., детство – ПРЕСС, 2000г.

8. Материально-техническое обеспечение кабинета педагога-психолога ГБОУ Школа №2089

• Консультативное пространство оснащено столиком.

• Игровое пространство включает шкаф с игрушками, ковер, один стол 7 детских стульчиков, мягкие модули.

• стол для песочной терапии.

• Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, шкафом для рабочих папок.

Литература подобрана по следующим разделам:

• по детской психологии и возрастным особенностям детей;

• коррекционно-развивающая;

• по диагностике уровня развития детей;

• для родителей;

• по организации психологической службы в ГБОУ.

Игровое пространство включает:

• пазлы;

• пирамиды, матрешки;

• конструктор (типа «Лего»);

• сюжетные кубики, сюжетные картинки;

• небольшой набор строительного материала;

• куб форм (с прорезями);

• различные головоломки;

«Умные шнуровки»;

• Шумовые инструменты;

• тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний», «Логический поезд», «зоопарк настроений» т. д. ;

• маски с различным эмоциональным выражением;

• различные виды кукол;

• игрушки-сюрпризы с включением движения, цвета и звука;

• наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз») :

• лопатка, совок, ведерко, емкости для песка;

• природный материал (листики, шишки и т. д.);

• емкость для воды с набором плавающих игрушек;

разнообразный художественный материал: пластилин, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага);

• диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.);

• волшебный мешочек;

• счетные палочки;

• домино.

Публикации по теме:

«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Образовательные задачи – Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился где прошло.

Фотоотчет о развлечении «День зеленого цвета» в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 летФотоотчет о развлечении «День зеленого цвета» в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 лет Фотоотчет развлечение "День зеленого цвета" в группе общеразвивающей направленности с 3-4 лет. " День зеленого цвета". В зимнее время.

Фотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 летФотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 лет Фотоотчет «Зимние забавы» - День зимних видов спорта. в группах общеразвивающей направленности №13 с 3-4 лет и №1 с 4-5 лет. Зима одно.

Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине»Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет.Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет. Тема проекта: ""Мир посуды" Вид проекта: средней продолжительности (октябрь - ноябрь 2016г.) Доминирующий вид деятельности: информационный,.

Проект по театрализованной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 лет «В гостях у сказки»Проект по театрализованной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 лет «В гостях у сказки» Актуальность проекта: Младший дошкольный возраст – один из благоприятных периодов всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 3
Опубликовано: 23 апреля 2021 в 16:47
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 3» (включая файлы) размещена пользователем Мадонова Елена Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД