ольга ханжина
Психологическое сопровождение детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение всех детей без исключения начинается с поступления в дом ребенка. Проводится психодиагностика актуального уровня развития и заполнение индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181). Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). На сегодняшний день в доме ребенка дети- инвалиды с диагнозами: врожденные пороки развития ЦНС, ДЦП, заболевания сердечно-сосудистой системы, болезнь Дауна, кондуктивная двусторонняя тугоухость 2 степени; множественные врожденные пороки развития, сочетанные нарушения развития.
Публикация «Психологическое сопровождение детей-инвалидов» размещена в разделах
У каждого ребенка - инвалида индивидуальная программа реабилитации или абилитации, выданная федеральными государственными учреждениями медико –социальной экспертизы, в которой четко прописана дата выдачи ИПРА – срок ее действия. Показания к проведению ИПРА. Разграничим понятия: реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной иной деятельности.
Например, показания к проведению ИПРА у ребенка с нарушением функции сердечно-сосудистой системы рекомендованы ограничения: это виды деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, могут привести к угрозе жизни или потере здоровья инвалида. Указаны мероприятия в которых нуждается ребенок и исполнители, зачастую Министерство социальной защиты, но поскольку ребенок находится в учреждении здравоохранения, поэтому все виды реабилитации, рекомендованные ребенку, разрабатываются и проводятся.
Существует документ - нормативный стандарт РФ реабилитации инвалидов от 01.04.2013г., где и разъясняются основные виды и содержание услуг по социальной реабилитации инвалидов.
1. Социально-средовая реабилитация или абилитация.
2. Социально-психологическая реабилитация
3. Социально-педагогическая реабилитация
4. Социокультурная реабилитация
5. Социально-бытовая реабилитация
Социально-средовая реабилитация
Услуги по социально-средовой реабилитации - это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды. Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами - глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
Социально-психологическая реабилитация
Услуги по социально-психологической реабилитации - это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.
Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации :
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- психологическая профилактика;
Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:
- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;
- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.
Мы, специалисты опираемся на сохранные компенсаторные функции организма. Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения - различные по тематике и сложности сюжета игры, учебные занятия, выполнение заданий с обратной связью и другие.
Социально-педагогическая реабилитация
Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций инвалида педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами).
Социокультурная реабилитация инвалидов
Социокультурная реабилитация - это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
- Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, праздники, другие культурные мероприятия).
- Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях учебно-методической, художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными местами, сетью Интернет с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.
Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, спортивно-развлекательных и т. п., способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
Социально-бытовая адаптация инвалидов
Социально-бытовая адаптация - это обучение инвалида самообслуживанию в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.
Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.
До назначения мероприятий по социально-бытовой адаптации необходимо провести диагностику возможностей инвалида к выполнению действий по самообслуживанию. Экспертная диагностика способности к самообслуживанию включает, в первую очередь, проведение проб, оценивающих следующие функции верхних конечностей: способность действовать пальцами; способность действовать кистью; способность тянуть или толкать предмет; способность передвигать предметы; способность действовать обеими руками; пробы на выполнение таких действий по самообслуживанию, как пользование столовыми приборами, чашкой, тарелкой; открывание банок и т. д. ; причесывание, умывание, надевание обуви, завязывание шнурков, пользование кранами и т. д.
Помимо ИПРА, у наших детей есть заключение ПМПК о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью и прописано по какой образовательной программе. Например, у одного из детей, АООП для обучающихся с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА. И прописано, что требуется:
- специальные методы обучения
-специальные учебные пособия
-специальные технические средства обучения
-организация пространства
По ИПРА требуется обеспечение специальными средствами передвижения, в данном случае кресла –коляски.
От педагога-психолога требуется : формирование продуктивного взаимодействия ребенка со взрослым. Динамика нервно-психического развития отслеживается в эпикризные сроки и в зависимости от уровня актуального развития конкретного ребенка, затем на следующий эпикризный срок разрабатывается ИОМ, с учетом АООП.