Светлана Васильевна Алферова
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание тема:
«Психологическая готовность ребенка к школе»
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на нашей встрече мы затронем очень важный вопрос «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ к ШКОЛЕ», исходя из требований современных школ и различных программ.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Мы постараемся осветить и структурировать для вас основные составляющие готовности ребенка к школе. Зная эти составляющие Вам, родителям, будет легче понять, какие компоненты готовности к школе сформированы у вашего ребенка, а над какими еще стоит потрудиться и к чему стремиться.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов:
Физическая готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью всего организма, НЕОБХОДИМЫЙ ВЕС, РОСТ, ОБЪЕМ ГРУДИ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС И ПРОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
Зрелость нервной системы, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Если вдруг ваш ребенок не достиг возраста 7 лет или у него проблемы со здоровьем не стоит спешить и отдавать ребенка в школу.
2 Следующий компонент это- Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь определенный запас знаний и представлении по таким разделам, как развитие речи, грамота, чтение, математика, окружающий мир.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Дети должны
-уметь называть предмет, признак предмета и действия предмета;
-составлять предложения из 3-4 предложенных слов;
-образовывать новые словосочетания (шапка из меха – меховая шапка и т. д.);
-уметь давать краткое описание предметам и явлениям (лиса рыжая, живет в лесу, хищное животное);
-самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений (в том числе по картинкам и из личного опыта);
-пересказывать небольшие рассказы;
-знать и выразительно исполнять стихотворения;
-правильно употреблять слова в речи;
-использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий – узкий, темный – светлый и т. д.);
-отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения
По разделу ГРАМОТА, ЧТЕНИЕ: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН :
-знать буквы и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
- уметь отличать звуки от букв, правильно произносить звуки и буквы;
-определять количество слогов в словах;
-уметь отличать понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
-определять количество звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов;
-знать согласные и гласные звуки;
-знать по каким признакам отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкие-твердые, глухие звонкие);
-уметь делать слоговую схему слова и схему предложения;
- -уметь читать (минимум по слогам, желательно не менее 25 слов в минуту).
РАЗДЕЛ МАТЕМАТИКА: ПРЕДПОГОГАЕТ УМЕНИЕ РЕБЕНКА
-уметь считать от 1 до 20 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
-уметь находить соседей чисел в пределах 10-20;
-выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
-знать понятия «больше-меньше-поровну»;
-знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
-уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
-уметь поделить предмет (круг, квадрат) на две/три/четыре равные части;
-уметь писать печатными цифрами;
-знать и уметь пользоваться знаками «+, -, =», «<,>»;
-уметь решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
-понимать, из каких чисел состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10).
-уметь пользоваться линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины).
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Познания в области окружающего мира предполагает, что дети знают:
-знать название своего города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны;
-знать название нашей планеты;
-знать название основных профессий, объяснить, чем характерны эти профессии;
-называть времена года, части суток, дни недели в последовательности;
-знать в последовательности времена года и месяцы;
-отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни, водоемов;
-уметь правильно называть животных и их детенышей (овца-ягненок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, собака-щенок и т. д.);
-знать и отличать перелетных птиц от зимующих;
-отличать деревья от кустарников;
-называть разные явления природы;
-уметь определять время по часам;
- уметь отличать понятия: век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь пользоваться календарем;
-знать виды транспорта.
Очень важен раздел НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ РУКОЙ И ПИСЬМОМ:
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ
-правильно держать ручку и карандаш в руке;
-проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
-обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
-уметь рисовать по клеточкам и точкам;
-уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
-копировать с образца и самостоятельно рисовать геометрические фигуры;
-уметь продолжить штриховку рисунка;
-уметь писать печатные буквы и цифры,
-уметь вырезать по контуру, пользоваться ножницами.
Раздел ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Ребенок должен :
-знать свои ФИО, и ФИО своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители;
-знать свой точный адрес;
-знать свою дату рождения, в какое время года родился;
-уметь отличать и называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов);
-знать понятие и уметь определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т. д. ;
-уметь ориентироваться на листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т. д.);
-знать основные правила этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить, обращаться ко взрослым на «Вы» и т. д.);
И конечно же ребенок должен иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШКОЛЕ :
-знать когда ребенок пойдет в школу (в какое время года и дату);
-знать, для чего ребенку нужно идти в школу, чем занимаются в школе;
-знать, сколько ребенку будет лет на момент поступления в школу;
-знать основные школьные принадлежности уметь объяснить, для чего они;
-знать понятия учитель, ученик, урок, перемена, звонок;
-знать правила поведения в школе.
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не только каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению своим поведением, большей работоспособности, т. е. психологической готовности к обучению. "
Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются интеллектуальная, социально-личностная, и эмоционально-волевая готовность.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т. к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Необходимо развивать память у ребенка (описывать по памяти картинку, запоминать зрительно 8-10 предметных картинок из 10, на слух 8-10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его,
восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали, внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение,
мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно,
-разввать фонематический слух (необходим для того, чтобы ребенок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах);
-развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребенка.
Социально-личностная готовность это сформированность новой социальной позиции у ребенка («внутренняя позиция школьника»); которая предполагает определенный круг обязанностей. И выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Ребенок должен УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ и умение переживать неудачу.
Также необходимо формировать у ребенка коммуникативные навыки
умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);
-умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации,
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, то есть напряженно учиться, делая то что от него требует учитель и режим школьной жизни. А также ребенок должен уметь выражать и контролировать свои эмоции и управлять своим поведением.
Уважаемые взрослые вы видите на экране контуры портрета выпускника. Это все то, о чем мы с вами сегодня говорили.