Папки-передвижки

Психологическая готовность ребенка к школе

Светлана Васильевна Алферова
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать

Психологическое просвещение

Родительское собрание тема:

«Психологическая готовность ребенка к школе»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на нашей встрече мы затронем очень важный вопрос «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ к ШКОЛЕ», исходя из требований современных школ и различных программ.

Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Мы постараемся осветить и структурировать для вас основные составляющие готовности ребенка к школе. Зная эти составляющие Вам, родителям, будет легче понять, какие компоненты готовности к школе сформированы у вашего ребенка, а над какими еще стоит потрудиться и к чему стремиться.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов:

Физическая готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью всего организма, НЕОБХОДИМЫЙ ВЕС, РОСТ, ОБЪЕМ ГРУДИ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС И ПРОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Зрелость нервной системы, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Если вдруг ваш ребенок не достиг возраста 7 лет или у него проблемы со здоровьем не стоит спешить и отдавать ребенка в школу.

2 Следующий компонент это- Общая эрудиция.

Первоклассник должен иметь определенный запас знаний и представлении по таким разделам, как развитие речи, грамота, чтение, математика, окружающий мир.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Дети должны

-уметь называть предмет, признак предмета и действия предмета;

-составлять предложения из 3-4 предложенных слов;

-образовывать новые словосочетания (шапка из меха – меховая шапка и т. д.);

-уметь давать краткое описание предметам и явлениям (лиса рыжая, живет в лесу, хищное животное);

-самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений (в том числе по картинкам и из личного опыта);

-пересказывать небольшие рассказы;

-знать и выразительно исполнять стихотворения;

-правильно употреблять слова в речи;

-использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий – узкий, темный – светлый и т. д.);

-отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения

По разделу ГРАМОТА, ЧТЕНИЕ: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН :

-знать буквы и уметь писать печатные буквы русского алфавита;

- уметь отличать звуки от букв, правильно произносить звуки и буквы;

-определять количество слогов в словах;

-уметь отличать понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст;

-определять количество звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов;

-знать согласные и гласные звуки;

-знать по каким признакам отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкие-твердые, глухие звонкие);

-уметь делать слоговую схему слова и схему предложения;

- -уметь читать (минимум по слогам, желательно не менее 25 слов в минуту).

РАЗДЕЛ МАТЕМАТИКА: ПРЕДПОГОГАЕТ УМЕНИЕ РЕБЕНКА

-уметь считать от 1 до 20 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

-уметь находить соседей чисел в пределах 10-20;

-выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

-знать понятия «больше-меньше-поровну»;

-знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

-уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

-уметь поделить предмет (круг, квадрат) на две/три/четыре равные части;

-уметь писать печатными цифрами;

-знать и уметь пользоваться знаками «+, -, =», «<,>»;

-уметь решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

-понимать, из каких чисел состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10).

-уметь пользоваться линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины).

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Познания в области окружающего мира предполагает, что дети знают:

-знать название своего города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны;

-знать название нашей планеты;

-знать название основных профессий, объяснить, чем характерны эти профессии;

-называть времена года, части суток, дни недели в последовательности;

-знать в последовательности времена года и месяцы;

-отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни, водоемов;

-уметь правильно называть животных и их детенышей (овца-ягненок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, собака-щенок и т. д.);

-знать и отличать перелетных птиц от зимующих;

-отличать деревья от кустарников;

-называть разные явления природы;

-уметь определять время по часам;

- уметь отличать понятия: век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь пользоваться календарем;

-знать виды транспорта.

Очень важен раздел НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ РУКОЙ И ПИСЬМОМ:

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ

-правильно держать ручку и карандаш в руке;

-проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

-обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

-уметь рисовать по клеточкам и точкам;

-уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

-копировать с образца и самостоятельно рисовать геометрические фигуры;

-уметь продолжить штриховку рисунка;

-уметь писать печатные буквы и цифры,

-уметь вырезать по контуру, пользоваться ножницами.

Раздел ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Ребенок должен :

-знать свои ФИО, и ФИО своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители;

-знать свой точный адрес;

-знать свою дату рождения, в какое время года родился;

-уметь отличать и называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов);

-знать понятие и уметь определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т. д. ;

-уметь ориентироваться на листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т. д.);

-знать основные правила этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить, обращаться ко взрослым на «Вы» и т. д.);

И конечно же ребенок должен иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШКОЛЕ :

-знать когда ребенок пойдет в школу (в какое время года и дату);

-знать, для чего ребенку нужно идти в школу, чем занимаются в школе;

-знать, сколько ребенку будет лет на момент поступления в школу;

-знать основные школьные принадлежности уметь объяснить, для чего они;

-знать понятия учитель, ученик, урок, перемена, звонок;

-знать правила поведения в школе.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не только каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению своим поведением, большей работоспособности, т. е. психологической готовности к обучению. "

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются интеллектуальная, социально-личностная, и эмоционально-волевая готовность.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т. к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Необходимо развивать память у ребенка (описывать по памяти картинку, запоминать зрительно 8-10 предметных картинок из 10, на слух 8-10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его,

восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали, внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение,

мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно,

-разввать фонематический слух (необходим для того, чтобы ребенок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах);

-развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребенка.

Социально-личностная готовность это сформированность новой социальной позиции у ребенка («внутренняя позиция школьника»); которая предполагает определенный круг обязанностей. И выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Ребенок должен УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ и умение переживать неудачу.

Также необходимо формировать у ребенка коммуникативные навыки

умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);

-умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации,

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, то есть напряженно учиться, делая то что от него требует учитель и режим школьной жизни. А также ребенок должен уметь выражать и контролировать свои эмоции и управлять своим поведением.

Уважаемые взрослые вы видите на экране контуры портрета выпускника. Это все то, о чем мы с вами сегодня говорили.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школе
Опубликовано: 21 марта 2022 в 16:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильевна Алферова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД