Анастасия Мильшина
Психологический тренинг «Эмоциональное благополучие педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья воспитателей.
Задачи:
1) Актуализировать процесс самоанализа сотрудников.
2) Познакомить с приемами саморегуляции.
3) Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния.
4) Оптимизировать самооценку педагогов.
5) Снять эмоциональное напряжение.
Публикация «Психологический тренинг „Эмоциональное благополучие педагога“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
6) Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Форма проведения: групповые занятия.
Время: 50 минут.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть.
5. Ритуал прощания.
6. Анкетирование.
Ход тренинга
1. Ритуал приветствия
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?
Правила:
1. Один говорит, остальные слушают
2. принцип искренности
3. принцип активности
4. принцип здесь и сейчас»
2. Разминка
Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то место.
Кто сегодня утром пил кофе.
Кто пришел на работу пешком.
Кто отработал в первую смену.
Кто любит свою работу.
3. Теоретическая часть
Упражнение «Эмоциональное благополучие»
Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?»
«Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек — это…»
В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -
* уверенность в себе;
*получение удовольствия от жизни;
*удовлетворенность жизнью и работой;
*хорошее настроение;
*здоровье;
*работоспособность.
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли.
В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
*Результативность (успешность) педагогической деятельности.
*Учебная нагрузка.
*Способность противостоять стрессу.
*Умение решать конфликтные ситуации.
В ходе нашего «мозгового штурма» видно, что многие факторы влияют на наше эмоциональное состояние, от сюда же и берутся «причины нашей напряженности».
Ответственность за каждого ребенка.
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
Загруженность рабочего дня;
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;
Нестабильность заработной платы.
Из-за причин формируется «Синдром эмоционального выгорания»
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья (Способы саморегуляции)
Релаксация
Естественные способы (хороший сон, вкусная еда, общение с природой, движение – спорт, бани и сауны, СПА).
Эмоциональные способы (смех, улыбка, юмор, чтение стихов, высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так)
Самовнушение и самопохвала (Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз; в случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»)
4. Практическая часть
Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин).
Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1).
Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение «Молодец!» (5-7 мин).
Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т. д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило это упражнение проходит очень весело, повышение самооценки педагогов.
Упражнение «Плюс-минус». (10 минут)
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи:
1. Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической деятельности.
2. Сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника.
Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.
Упражнение - медитация «Сад моей души» (15 минут).
1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста.
Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации (приложение 2).
Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.
2 часть упражнения – арт-терапия.
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.
5. Ритуал прощания
Подведение итогов семинара.
Цель: Шерринг - вербальная рефлексия семинара, завершение, подведение итогов.
Материалы и оборудование: По окончании семинара участникам раздаются анкеты «Обратная связь» (приложение 3).
Инструкция: «Наш семинар подошел к концу и Вам предлагается в завершение заполнить небольшие анкеты, в которых Вы можете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишите ваши впечатления, по - очереди расскажите о них».
Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет. И свои пожелания.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
«Откровенно говоря»:
o Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям…
o Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
o Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
o Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
o Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
o Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или методисты…
o Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.
o Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
o Откровенно говоря, когда работа с детьми…
o Откровенно говоря, моя работа…
o Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
o Откровенно говоря, мое здоровье…
o Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
o Откровенно говоря, после рабочего дня…
o Откровенно говоря, когда я пишу планы…
o Откровенно говоря, когда наступает пора отпусков…
o Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
o Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
o Откровенно говоря, неприятности на работе…
o Откровенно говоря, успехи на работе…
[
b]ПРИЛОЖЕНИЕ 2[/b]
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета «Обратная связь»
Что Вам понравилось, было интересно?___
___
___
Что Вам не понравилось, не вызвало интереса?___
___ ___
Ваши пожелания___