МААМ-картинки

Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками

Татьяна Миллер
Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками

Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками.

Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей, забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие включает в себя: эмоции, чувства ребенка, осознание своего собственного «Я» и своего места среди сверстников. Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека, его фундамент закладывается в дошкольном возрасте и определяет успешность развития ребенка, и зависит от окружающих ребенка взрослых (родителей и близких, воспитателей) от их отношений и реакций на его поведение.

Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» размещена в разделах

Для формирования благоприятного микроклимата в группе и улучшения взаимоотношений в детском коллективе мы стараемся создавать определенные условия, такие как:

* Во время утреннего приема используем различные сюрпризные моменты, приветствия «Комплименты»; подвижные и дидактические игры, такие как: «Ровным кругом», «Водяной», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, кто ушел?», «Тимербай». Дети могут приносить в группу любимую игрушку. В начале недели проводится беседа: как ребята провели выходные дни, где были, чем занимались, какие впечатления получили, чему научились, рады ли снова видеть друг друга. Все ребята приветствуют пришедшего после болезни сверстника, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Ритуал прощания «До свидания. Завтра ещё приходи».

* В группе на диване мы устроили «Зону уединения», где ребёнок может остаться один, подумать, что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение.

* «Зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться.

Разумная занятость детей делается для того, чтобы дети постоянно были чем-либо заняты, также между воспитанниками равномерно распределяются поручения – дежурство во время приема пищи, при подготовке материала к занятиям и уборка его по окончании занятий, посильная помощь при уборке игрушек и расчистке участка от снега, мусора. Совместные постройки из снега. Проведение игр и игровых упражнений направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, на создание коллективных работ по ИЗО деятельности, бисероплетнию.

* Применение физминуток во время организованной образовательной деятельности также благотворно влияет на взаимоотношения детей.

* Демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза.

* Организовали в группе систему традиций и ценностей, таких как ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые, групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников. Проведение социальных бесед: «Как правильно дружить», «Научился сам — научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать», «Кто такой добрый человек». Заучивание «мирилок». Совместно с детьми «разработали» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

* Применяем игру «Подарок»: дети дают фишку тому ребенку, с кем ему хочется играть, общаться. Таким образом, определяются количество детей с кем дети хотят играть, а с кем не очень. Дети сами анализируют, почему так случилось. Именно общий разбор поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы. Кто-то в ходе игры может поблагодарить своего товарища или попросить прощение.

В ходе наблюдения за дошкольниками в группе и анализируя состояние микроклимата, можно сделать вывод, что:

Во-первых, необходимо создать определенный социальный мир в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание.

Во-вторых, у так называемых «непопулярных» детей специально развивать социальные навыки общения со сверстниками в разных видах игр. Стараться поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле, поощрять его.

В -третьих, не стоит забывать о том, что необходимо проводить постоянную работу с родителями. Сообщать об успехах ребёнка, просить хвалить и поощрять малыша дома. Предлагать родителям выполнить совместную работу, в которой ребёнок добьётся успеха. В ходе индивидуальных бесед, родительских собраний проводить интерактивные игры и упражнения, позволяющие взрослым самим почувствовать все то, что чувствует их ребенок. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.

Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И задача педагогов создать такой микроклимат в группе, при котором каждый воспитанник, пребывая в дошкольном учреждении, испытывал благоприятное состояние.

Проблемные формы отношения к сверстникам:

Агрессивные дети: практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Обидчивые дети: среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в группе и в конечном итоге деформируют личность человека.

Застенчивые дети: застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и т. д.

Демонстративные дети: сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении.

Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, «что я значу для других». Такой ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное.

Специальные исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому - наиболее высоко ценятся в детской группе. Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д., напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Главная целью воспитания гуманных отношений является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Игры на повышение эмоционального микроклимата в группе помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Базовые принципы игр:

Безоценочность.

Отказ от реальных предметов и игрушек.

Отсутствие соревновательного начала в играх.

Игры на формирование внимания к сверстнику.

В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

Игры на способность к согласованности движений: «Змея», «Скачет, скачет воробей» - эти игры требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, что способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Игры для погружения детей в общие для всех переживания: «Найдем клад», «Казаки – разбойники» - создаваемое в этих играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.

Ролевые игры: дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от дракона, или вылечить ребенка и пр.).

Игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику: комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д. Посредством данных игр дети учатся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности: изготовление общих рисунков, поделок, подарков.

В процессе проведения данных игр дошкольники становятся более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре. После проведения данных игр дети начинают больше и лучше играть вместе и самостоятельно разрешать конфликты. И обеспечивается самое главное – признание других и уверенность ребенка в группе сверстников.

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие дошкольника — помощь тревожным детям, профилактика детских страхов Памятка для родителей Боремся с детскими страхами. Начните с себя: Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье. Счастлив тот, кто счастлив.

Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим.

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна!» И. Сеченов Дошкольное детство – период,.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» При неблагоприятных условиях у детей, особенно в раннем возрасте, когда.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду» Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Педагогическое исследование «Эмоциональное благополучие детей в старшей группе и способы его достижения» Одной из важнейших задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Презентация «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить опыт нашего детского сада в создании развивающей предметно-пространственной среды. Игры и пособия,создающие.

Консультация «Эмоциональное благополучие детей» Тема эмоционального благополучия детей чрезвычайно актуальна в наше время. На сегодняшний день ФГОС ДОУ ставит на законодательном уровне.

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка — жизнь без капризов» Эмоциональное благополучие ребенка – жизнь без капризов. Эта статья рассчитана на родителей, у которых дети дошкольного возраста. В основу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками
Опубликовано: 22 января 2019 в 13:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Миллер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД