Елена Шапран
Проект «Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4
ПРОЕКТ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ
ИГР»
Подготовила и провела
воспитатель группы № 9: Шапран Е. Н.
г. Химки
2019г.
Проект
По доминирующей деятельности: игровой, развивающий.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный
Публикация «Проект „Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Актуальность. Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом определяется характером его отношений со сверстниками. 5-6 летний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ним в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно по многу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («он хорошо дежурит», для игр и занятий – тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем. Он меня защищает»).Я бы с Настей посидел на занятии, а то Петя мне мешает» и т. д. Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники, проявляющие агрессивность, неспокойные, отвлекающиеся.
Уровни взаимоотношений в детской группе: отношения «симпатии-антипатии», «деловые» отношения, «оценочные» отношения. Коломинский Я. Л. выделял ступени статусной дифференциации детей: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «изолированные». И если положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; то конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии. И дети «терпят неблагополучие среди сверстников.
Цель проекта : Исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование эмоционального благополучия ребенка.
Из поставленной цели выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника.
2. Создать условия для сплочения детского коллектива: стимулировать детей к пониманию чувств других, стремлению оказывать поддержку и сопереживать;
3. Подобрать сюжетно-ролевые игры на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевые игры на формирование эмоционального благополучия ребенка.
Считаю, что задачи взаимосвязаны, так как для определения эмоционального самочувствия ребенка необходимо не только выявить внешнюю картину взаимоотношений детей в группе, но и зафиксировать содержательную сторону взаимоотношений. И от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду зависит насколько конструктивным будет его вхождение в социум.
Ожидаемый результат. Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения. Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры. Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
I этап проекта – Проектировочный.
В него входит:
1. Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
2. Организация ресурсного обеспечения проекта.
3. Подбор и систематизация материалов, сюжетно-ролевых игр.
4. Проведение диагностики взаимоотношений детей.
В начале проектировочного этапа была проведена диагностика взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет?» в которой были задействованы 16 воспитанников. Ее цель: выявить реальные взаимоотношения детей через игру. Воспитатель должен был узнать:
1. Кто из детей данной группы к кому хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий.
2. Как относятся все остальные дети к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо, или плохо. Кто эти дети.
3. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его.
4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам,, кто его выбирает и кто должен был его выбрать по его предположению.
Таким образом, были определены следующие группы:
• Лидеры (наиболее благополучные в общении дети);
• Дети, менее выбираемые в общении (не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и крайне не уверены в себе);
• Отверженный ребенок (дети с ним общаются меньше всего).
Вывод: Таким образом, результаты данного исследования показали, что категория «лидеры» составляет 56%, «дети, наименее выбираемые в общении» - 32%. Данный показатель говорит о том, что в группе оппонентов многие нуждаются в коррекции взаимоотношений. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия. Категория «отверженные дети» составляет 12%. Это можно объяснить тем, что ребенок не инициативный, при разговоре со взрослым испытывает страх, не охотно вступает в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечает с большим затруднением.
II этап – Формирующий.
Цель состоит в реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.
1. Формирование положительного отношения к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении.
2. Закрепление у детей на конечном этапе знаний о нормах и правилах поведения.
3. Развитие игровых умений.
4. Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Для решения задач формирующего этапа я руководствовалась планом организации и проведения сюжетно-ролевых игр.
1. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа о нем, проведение сюжетно-ролевой игры «Дружба как стекло – разобьёшь не сложишь» .
2. Сюжетно-ролевая игра «Телефонные разговоры»
3. Сюжетно-ролевая игра «Вместе весело шагать»
4. Сюжетно-ролевая игра «Мир без друга»
5. Беседа «Раскроем тайну пословиц» и проведение сюжетно-ролевой игры «Помогай другу везде, не оставляй его в беде» и т. д.
Большое внимание уделялось формированию дружеских и теплых отношений, а от меня как воспитателя требовалось обучение детей позитивным приемам общения, развитие умения анализировать причины конфликтов и самостоятельно их регулировать. В совместной игре с детьми я постепенно подводила к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Сначала мы учились слушать друг друга и продолжали рассказ партнера. Детям предлагалось играть по- новому, будем вместе придумывать общую игру «Бабушкина избушка». Привлекались и малоактивные дети, которые предпочитают отмалчиваться, так в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы. По мере овладения умениями самостоятельно комбинировать разнообразные события, дети стали включаться в роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, баба яга и продавец). Игра осуществлялась в форме телефонных разговоров персонажей.
Вывод: дети активно вступали в беседу с воспитателем, поддерживали ролевой диалог, дружно принимали участие в играх.
III этап – Рефлексивный.
1. Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.
2. Педагогическая диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Для того, чтобы проверить эффективность проекта, была проведена контрольная диагностика. Сравнительный анализ показал, что проведение сюжетно-ролевых игр способствовало налаживанию коллективных взаимоотношений детей со сверстниками. Коэффициент «лидера» увеличился на 6 %, коэффициент «дети, менее выбираемые в общении» увеличился на 6 %. Анализ показал, что дети отнесенные к категории «Отверженные дети» были приняты в группу «Дети, менее выбираемые в общении». В ходе реализации проекта можно отметить у данных детей повышение активности, стремление действовать самостоятельно и согласовано с другими детьми и взрослыми.
Вывод: в результате подтвердилось мое предположение о том, что сюжетно-ролевые игры положительно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и, тем самым, создают эмоциональное благополучие для детей в группе.