Евгения Соловьева
Психологический тренинг-практикум для родителей «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.
Цель практического занятия:
- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;
- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
Материал: плакат «Правила работы в группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры – перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, видеоролик.
Публикация «Психологический тренинг-практикум для родителей „Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Речевой этикет, культура общения
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Практическое занятие-практикум психолога с родителями
1. Вступительное слово психолога
Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».
I. Знакомство с участниками
2. Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка –.
2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как.
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится –.
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда –.
Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.
3. Ожидания участников. Упражнение «Аист»
Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.
После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.
4. Обсуждение правил группы
Цель: направить участников на соблюдение правил группы.
Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:
1. Картинка «Волчок» – быть активным.
2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.
3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.
4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.
5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.
6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.
Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
II. Основная часть
Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.
Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.
Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?
5. Упражнение «Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
6. Упражнение «Душа ребенка»
Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.
Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
7. Упражнение «Один день из жизни Маши»
Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:
- Является ли достоверным этот рассказ?
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник. И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает. К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник. Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь, вчера. — начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском саду., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок.
- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
- Я. Я. нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница.
- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка. «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок.
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.
- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка. До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой. (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда. Мама сама зашла к Маше в комнату:
— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала.
8. Упражнение «Стили родительского воспитания»
Психолог. Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания.
I группа – авторитарный;
II – либеральный;
III – демократический.
Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.
Обсуждение:
– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?
– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?
– Какой из стилей наиболее близок лично вам?
9. Упражнение «Я люблю своего ребенка»
Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Откройте глаза.
Обсуждение:
- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
10. Информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка»
Психолог: Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает рекомендации):
- прикосновение;
- слова поощрения;
- время;
- помощь;
- подарки.
Поэтому дарите своим детям любовь и подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика «Притча о любви».
11. Упражнение «Осуществление ожиданий»
Цель: определить, оправдались ли ожидания участников.
Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)
Аист несет в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут младенец.