Ольга Музыка
Психологический тренинг для педагогов «Управление эмоциональным состоянием»
▼ Скачать + Заказать документы
автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры городской округ город Радужный.
Психологический тренинг
«Управление эмоциональным состоянием»
(с педагогическим коллективом).
Подготовил:
педагог-психолог
Публикация «Психологический тренинг для педагогов „Управление эмоциональным состоянием“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Музыка О. И.
Г. Радужный
Цель: Управление собственным эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.
Мозговой штурм.
«Составление банка эмоциональных состояний».
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники группы отвечают на следующие вопросы:
• Что вы понимаете под эмоциями?
• Какие эмоции чаще испытываете?
• Как боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.
Ведущий: «Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся : настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».
Игра «Будь внимательным».
Ведущий: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».
Ведущий: «Я благодарю всех вас за активное участие в игре, желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства».
Упражнение «Ладошка»
Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.
Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».
Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.
Игра «Пары»
Ведущий: «Вам нужно стать пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук – руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала лист».
Игра «Мышь и мышеловка»
Ведущий: «Вам необходимо стать в круг. Выбрать водящего – мышку. Плотно прижмитесь друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимитесь за пояс – это «мышеловка». Задача водящего всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дырочку», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации».
Комментарии: «мышеловка» не должна пинаться ногами, не делать больно «мышке».
Игра «Молчанка».
Ведущий: «Все вы сейчас будете молчать, а я попытаюсь вас рассмешить. Кто издаст звук, тот исполнит желание ведущего».
Ведущий: Рассказывает анекдоты или смешные стихи.
- Идет по лесу заяц, на дереве висит волк, за ногу привязан.
-Волк, ты что делаешь?
-Вешаюсь.
-А почему за ногу? За шею надо.
-Я пробовал, дышать нечем.
Червяк, проползая вокруг травинки, неожиданно увидел другого червяка, неописуемо красивого, и тут же без памяти влюбился.
-Выходи за меня замуж! – страстно воскликнул он. – Только ты можешь меня осчастливить!
-Заткнись лучше, старый дурак! – ответил объект его страсти. – Я твой другой конец.
Антисоветы психолога педагогу.
1. Не обращай внимания на детей. Их много – ты один!
2. Учение детей – дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
3. Если кто-то падает – подтолкни его, и процесс ускорится.
4. Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
5. Педагогика – замечательное дело! Только дети мешают.
Сладкое воспоминание.
Провоцируйте конфликты.
Пусть они трясут весь садик.
А потом – коль доживете
Вы до пенсии своей –
Будет вам, что в жизни вспомнить,
Лежа на больничной койке,
И решать, что эти годы
Были прожиты не зря.
Развитие речи.
Научите педагогов
Очень крепко выражаться.
Поливают пусть друг друга.
И ругаются с детьми.
Через месяц убедитесь
Как спокойно на работе.
***
Речь активно развивая,
Быстро стрессы победим.
Забота о психотерапевтах.
Повышайте постоянно
Агрессивность и тревожность
У себя и педагогов
И, конечно же, детей!
Вам за это благодарны
Будут психотерапевты.
Вы поможете им быстро
Ощутить бюджета рост.
Кто рассмеялся, выполняет задания: рассказать стихотворение, спеть песню, рассказать смешной случай из своей жизни.
Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.
Давайте сейчас разобьемся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.
Первая – обсуждает злость;
Вторая – страх;
Третья – грусть;
Четвертая – апатию.
По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».
Ведущий: подводит итог обсуждения.
• Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
• Страх сигнализирует об опасности;
• Грусть побуждает нас задуматься;
• Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции? Сравните два высказывания:
«Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».
Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.
Упражнение «Путаница».
Ведущий: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.
Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки. (Перед игрой снять обувь и надеть спортивную одежду)».
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Ведущий: «Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:
• А – воздействует благотворно на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
• Я – воздействует на работу всего организма;
• М – воздействует на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение.
Игровое упражнение «Песня».
Ведущий: «Сейчас мы с вами повысим настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».
Ритуал прощания.
Упражнение «Связующая нить».
Ведущий: «Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.
Я для вас подготовила маленькую информацию, как лучше выйти из стрессовых ситуаций и 9 профилактических правил для всех и каждого.
Сейчас каждый из вас, держа клубок в руках, выскажет: что он чувствует сейчас, как прошел тренинг, что хотел бы пожелать участникам или лично кому-то».