Виктория Сизова
Психологический портрет современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический портрет современного педагога
Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. Так считал ученый и публицист 18 века М. П. Драгоманов. С тех пор прошло немало времени и многое изменилось. В современном мире к педагогу применяется огромное количество требований. И без того сложная задача воспитания и образования осложнилась функциями, которые должен выполнять каждый педагог. А изменились ли принципы работы и личностные качества, которыми должен обладать современный педагог? Для того, чтобы ответить на эти вопросы я провела небольшое исследование среди педагогов детского сада. Его результаты помогли мне составить психологический портрет современного педагога и, как следствие определить основные педагогические принципы.
Темочки:
По характеру современный педагог– это живой, горячий, подвижный человек, обладающий выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Приходит в сильное воодушевление, мотивируется и вдохновляется творческой составляющей, неотъемлемой частью педагогической деятельности. Педагогам свойственна высокая контактность, коммуникабельность. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид. Это люди с высокой самооценкой, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие заинтересовать детей, энергичные, деятельные, инициативные. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность, они альтруистичны, сострадательны, имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Так же склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность при решении проблем и в конфликтных ситуациях проявляет педагог, стремится быть в согласии с мнением окружающих, следует условностям, правилам и принципам в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношении к воспитанникам. Современный педагог ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к детям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить, бескорыстный и отзывчивый.
Из этого многообразия личностных качеств складываются и принципы работы педагога.
Таким образом, можно выделить основные педагогические принципы работы современного педагога, на которые в своей работе может опираться каждый педагог.
1. Личностно ориентированный подход к воспитанию и развитию. Осознание себя, как педагога, друга, защитника интересов детей. Деятельность педагога дошкольного детства основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей психолого-педагогического развития ребенка.
2. Поддержание постоянной коммуникации и позитивного контакта с воспитанниками и их родителями. Семья — определяющая социальная сфера в гармоничном воспитании и развитии ребенка.
3. Приверженность общепринятым моральным принципам и нравственным ценностям.
4. Сотрудничество с детскими учреждениями, способствующими комплексному гармоничному развитию детей. Педагог должен создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального и творческого.
5. Анализ своих педагогических возможностей, стремление к непрерывному профессиональному росту. Педагог должен постоянно анализировать и учитывать изменения в образовательно-воспитательных программах, расширять поле профессиональной деятельности. Ориентироваться в новых методах воспитания, образования, уметь применять их на практике.
Каждый ребенок уникален. Он индивидуален во всем: в своих желаниях, мотивах, которые определяют его поведение, в том, как относится к родителям, воспитателям, сверстникам. Основная задача педагога — предоставить каждому ребенку оптимальные условия для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей.
Дошкольное образование, организованное должным образом, отвечающее современным требованиям психологии, педагогики и медицины, следует рассматривать как основную формирующую ступень для дальнейшего образования и воспитания.