Кошелева Ольга
Профессиональная социализация современного педагога как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
Профессиональная социализация современного педагога как психолого-педагогическая проблема.
Цель: повысить психологическую культуру педагогов, активизировать педагогов к работе в группе.
Задачи:
- раскрыть понятие профессиональная социализация;
Публикация «Профессиональная социализация современного педагога как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
- раскрыть понятие профессиональная мобильность;
- раскрыть понятие мотивация;
- привлечь педагогов к обсуждению вопросов психологии;
- способствовать развитию потенциала педагогов;
- познакомить с игрой «Волшебная лавка»;
- способствовать работе в группе.
В настоящее время ни одна страна в мире не удовлетворена своей системой образования. Повсюду она интенсивно реформируется. В России развитие социально-экономических и политических отношений потребовало подготовки современного педагога, который не только владеет навыками профессионального самовыражения, но и обладает потребностью и навыками самокоррекции. Мы много говорим о социализации дошкольников, но может ли ребенок быть социализирован в обществе при недостаточной социализации педагога? Я имею в виду профессиональную социализацию.
Остановимся подробнее, что же такое профессиональная социализация?
Профессиональная социализация – это накопление профессионального опыта педагога в процессе его деятельности. Основы профессиональной социализации закладываются еще при обучении в средних и высших профессиональных учебных заведениях, т. е. при первичной профессиональной социализации.
Профессионализм педагога становится более очевидным в ходе непрерывного процесса самообразования и повышения квалификации, т. е. при вторичной профессиональной социализации.
Профессиональная социализация личности в широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента:
• становление профессионального самосознания, развитие внутренних личностных структур индивида;
• формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм.
Таким образом, профессиональная социализация - усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирование общего мировоззрения личности.
Профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя.
Профессиональная мобильность рядом авторов (А. И. Архангельский, А. И. Ковалёва) рассматривается как карьерный лифт с множеством вариаций для самореализации, что требует определённых уточнений относительно эволюции профессиональных качеств личности. Огромное значение имеет личностный потенциал человека, его способность реализовывать знания, умения, навыки в различных видах деятельности.
Высшую профессиональную мобильность проявляют работники, обладающие гибкостью и способностью адаптироваться к изменениям в тех или иных сферах трудовой деятельности, самостоятельно получить необходимые знания, развивать творческое мышление и мотивацию к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
1. Дискуссия
Как вы думаете, что является более важным для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов? (материально-техническое обеспечение или деятельность самого педагога)
Вывод: Мотивация в самом общем виде представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают деятельности направленность на достижение определенных целей. Материальная мотивация не должна быть первостепенной, мы должны стремиться к мотивации профессионального роста, самореализации. Мотивация — это не навык и не информация, ее нельзя тренировать, ей нельзя научиться, ее можно лишь стимулировать, повышать, развивать.
Работа над повышением мотивации педагога, ее развитием и стимулированием начинается с ее изучения.
Предлагаю немного поиграть.
2. Игра "Волшебная лавка" (выявление актуальных мотивов педагогической деятельности)
Представьте, что Вам сегодня особенно повезло – к нам в город приехала лавка уникальных древних талисманов.
Я расскажу вам о необыкновенных товарах, которые вы можете приобрести.
Талисманы:
«Золотая монета с изображением солнца» - этот талисман даст вам возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение.
«Серебряная ладонь» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе.
«Алмазная лестница» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет содействовать карьерному росту.
«Изумрудная книга» - этот талисман даст вам возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение.
«Сапфировый факел» - этот талисман даст вам возможность всегда получать и делать творческую работу.
«Платиновые часы» - этот талисман даст вам возможность, делать свою работу в наиболее удобное время.
«Золотая стрела» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет воплощать все новые творческие идеи в жизнь.
Итак, предлагаю вам посовещаться в группах и в течение 3-5 минут определить, какой один из талисманов хотела бы получить ваша группа и почему.
(Задача участников – суметь договориться в группе)
А сейчас, я предлагаю узнать, что же на самом деле скрывали в себе выбранные вами талисманы.
Итак, ваша истинная мотивация в осуществлении педагогической деятельности :
«Золотая монета с изображением солнца» - мотивация – материальная.
«Серебряная ладонь» - мотивация – отношения в коллективе.
«Алмазная лестница» - мотивация – карьерный рост.
«Изумрудная книга» - мотивация – профессиональный рост.
«Сапфировый факел» - мотивация – самореализация, отсутствие рутины.
«Платиновые часы» - мотивация – гибкий график работы.
«Золотая стрела» - мотивация – способность к продуцированию нового, новаторство, инновационный подход.
3. Показ и обсуждение мультфильма «Аист и Облако»
Знакомство с мультипликационным фильмом «Аист и Облако», в котором подчеркнута необходимость мотивации в достижении цели и преодолении трудностей в профессиональной деятельности, который может применяться в практической деятельности.
Вывод:
• Профессиональная социализация педагогов имеет прямую взаимосвязь с внутренней мотивацией - чем выше внутренняя мотивация педагогов, тем выше показатель их профессиональной самореализации и социализации.