Ася Кузьмина
Психологический лекторий для родителей «Родительские ожидания»
▼ Скачать + Заказать документы
Важно поразмышлять на такую тему - "Как работают ожидания родителей по отношению к ребенку"? (ответы родителей).
Сейчас мы представим, как живет ребенок с грузом родительских ожиданий. Например:
–быть послушным,
–быть самостоятельным,
–не требовать больше, чем мы (родители) можем и хотим ему дать…
Иногда в этот список включаются диаметрально противоположные характеристики ожидаемого от ребенка поведения. Например, «быть самостоятельным и быть согласным с чужой точкой зрения» и «Быть ответственным за свои поступки и подчиняться требованиям».
Публикация «Психологический лекторий для родителей „Родительские ожидания“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Как психолог могу сказать, что если ожидания и реальность не совпадают, то родители испытывают разочарование, обиду, злость, беспомощность. Но как эти чувства отражаются на контакте с ребенком? (ответы родителей). Да, часто у родителей проявляется выраженное или скрытое (которое также считывается ребенком) - осуждение, отвержение, обвинение, критика. И эти эмоции и поведенческие действия неизбежно приводят к нарушению контакта с ребенком. Поэтому у многих детей развивается и держится постоянно высокая степень тревожности, поскольку они сравнивают свое поведение на предмет: «попадаю я сейчас в чьи-то ожидания или нет».
Цена, которою детская психика платит за соответствие неправильным родительским ожиданиям нередко оказывается очень высокой. Неправильным - это когда в одностороннем порядке родители внедряются в мир ребенка со своими стереотипами, установками, убеждениями и навязываем ему только нечто свое, тем самым они говорят ему о том, что - его мир не интересует, его мир не такой, неправильный, не ценный.
Поэтому разграничим родительские ожидания с точки зрения психологии на эффективные и неэффективные.
Неправильные (неверные, вредные для психики ребенка) родительские ожидания к ребенку:
• Учет только своего мнения, преподнесение готовых инструкций, лишение развития у ребенка самостоятельности в принятии решений: когда вставать, что надевать, как поддерживать порядок в своих вещах и своей комнате и т. п.
• В требованиях не учитывать индивидуальных особенностей, характера потребностей, интересов, умственных и физических возможностей детей. Например:
- непонимание взрослыми потребностей ребенка (срочно собрать игрушки в разгар игры, т. к. «надо мыть руки и ужинать»);
- недомогание, заболевание ребенка;
- перегрузка новыми впечатлениями (культурно-массовые мероприятия, гости, праздники).
• Неустойчивость, непоследовательность – сегодня запрещают то, что вчера разрешали.
• Отсутствие в семье единства в подходе к воспитанию.
А правильные (психологически верные, поддерживающие развитие ребенка) родительские ожидания к ребенку- это:
1. Щадить привычки и желания ребенка, если они не являются совершенно неприемлемыми или опасными для него самого или окружающих. Сочетать уступчивость с разумной требовательностью.
2. Не быть равнодушными к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, быть эмоционально близкими ему.
3. Учитывать возрастные особенности ребенка, когда и какие требования посильны.
Родителям важно признать предел своих воспитательных мер, а так же, при необходимости, понизить уровень ожиданий, но при этом сохранить веру в возможности ребенка. Важно сформулировать адекватные ожидания. Это ожидания, которые строятся на основе контакта и наблюдения за ребенком. Детские капризы, конфликты, агрессивное поведение ребенка - все это нередко связано с неадекватными, нереальными родительскими ожиданиями. С тем, что мы, взрослые, не достаточно хорошо поняли состояние ребенка и в этот момент начинаем требовать от него то, что он сейчас не может дать или сделать. Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребенка.