Кристина Амбарцумян
Психологические техники общения «Ты — высказывание» «Я — высказывание»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические техники общения
Вспомните содержание и построение ваших повседневных, привычных фраз (драка, неубранные игрушки, одежда не на месте, неубранная постель). Озвучьте! С какого местоимения начинаются чаще всего эти высказывания? Я или ты? Что с этого?
Существует два способа сообщения кому-либо информации – это «Ты–высказывание» или «Я–высказывание».
Публикация «Психологические техники общения „Ты — высказывание“ „Я — высказывание“» размещена в разделах
«Ты–высказывание» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и т. д., при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты–высказывание», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.
Его может рассердить то, что собеседник считает себя правым настолько, что может позволить «Ты–высказывание». Часто в этих случаях может возникнуть конфликт, который связан не столько с какой-то проблемой, сколько с отношением к ней человека, допускающего «Ты–высказывание».
«Ты всегда оставляешь разбросанные игрушки» - теперь конфликт не связан с игрушками. После сказанного конфликтная ситуация возникает в связи с тем, что и почему делает ребенок, а также с тем, всегда или только иногда он делает это. В результате ребенок чувствует, что он плохой и обижается.
Вспомните ситуации, когда с помощью «Ты–высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и т. д. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою влияет на его самооценку и уровень притязаний.
Общение в модели «Я – высказывание» или «Я - сообщение» начинается с местоимений «Я» или «Мне», далее идет описание эмоционального состояния, описание ситуации, что вызвало эти эмоции. Если переживания негативные, то необходимо дать идеальный вариант, который начинается со слов «я бы хотела…». Пример, «Я огорчаюсь, когда вижу разбросанные по группе игрушки, я бы хотела, чтобы по окончанию игры, игрушки сразу убирались на места. У каждой игрушки есть свое место».
Отрицательное и положительное подкрепление.
Вспомните в общении с детьми, как часто вы задаете им вопросы типа: «Ты куда пошел?», «Где ты был?», «Что ты сейчас делал?», «Ты снова разбросал игрушки?». Попробуйте заменить их «Я - высказыванием».
Обратите внимание, насколько часто в вашей речи звучат отрицательные обороты типа: «не могу», «не хочу», «никогда». Когда вы захотите использовать отрицательные суждения, представьте, что вас только что высадили на пустынный остров, и пилот вертолета, делая последний виток у вас над головой, кричит, спрашивая, что вы хотите, чего вы действительно хотите вместо того, чтобы перечислять, чего сбрасывать не надо, например: я не хочу духов, я не хочу вечерних туалетов и пр.
Постарайтесь в речи заменять отрицательные суждения, а затем заменить их на положительные, например: «Ты никогда не можешь быстро одеться!» - «Когда ты одеваешься быстро, мне это нравится больше».
Как вы подкрепляете поведение детей, которое вам нравится? Что вы делаете, если какие-либо действия или поступки ребенка вам не нравятся? В первом случае, скорее всего, применяйте так называемое положительное подкрепление. Это может быть ласковое слово, похвала, поощрение. Во втором случае мы, как правило, применяем отрицательное подкрепление-окрик, нахмуривание бровей, выговоры.
Отметьте для себя, насколько часто вы прибегаете к положительному или отрицательному подкреплению. Какое из подкреплений преобладает в вашей манере воспитания? Попробуем представить какой-либо день и ребенка, который чаще всех вас раздражает и пересчитать, сколько раз мы подкрепили положительно то, что вам в ребенке понравилось, и сколько раз подкрепили отрицательно не понравившееся вам поведение. Часто мы считаем само собой разумеющимся правильное поведение ребенка и забываем отметить его. Иногда это верно. Ведь повседневное, привычное поведение ребенка и не надо подкреплять. Но если вы хотите закрепить понравившееся поведение, которое ребенок проявляет нечасто, то лучше всего его отметить положительным подкреплением.
Взрослые, как правило, стараются отмечать отрицательным подкреплением нежелательное поведение детей и забывают отметить положительным подкреплением хорошие его поступки. Получается, что они обращают внимание на своего ребенка только тогда, когда он делает что-то не так. Многие дети, таким образом, приучаются получать хоть какое-то внимание взрослых и сверстников, пусть даже основанное на отрицательном подкреплении. Уж лучше так, чем совсем ничего. Таким образом, у ребенка вырабатывается система негативного поведения для получения внимания.
Естественно, если нужное вам поведение у ребенка не встречается, то его нельзя подкреплять. Но если вы отрицательно подкрепляете поведение ребенка, которое вас не устраивает, то не обязательно после этого вы вызовите то поведение, которое вам бы хотелось получить.
Ребенок с помощью отрицательного подкрепления будет знать, чего делать нельзя, но не научится вести себя так, как бы вам хотелось. Если же вы замечаете хотя бы очень малые проявления нужного вам поведения у ребенка и сразу же положительно подкрепляете их, то это может выработать у ребенка желаемое вами поведение.
Система выработки нужного поведения с помощью положительных подкреплений хорошо иллюстрируют ваши телефонные разговоры. Если вы всегда радуетесь звонкам значимых для вас людей, то они при каждом своем звонке получают положительное подкрепление, и вероятность того, что они будут звонить чаще, увеличивается. Если же вы хотите, чтобы вам звонили чаще, но при каждом звонке начинаете делать отрицательное подкрепление типа «Почему ты не позвонил, почему я должна звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., то вы, скорее всего, создадите ситуацию, при которой звонящий будет звонить реже, избегая ваших отрицательных подкреплений.
Таким же образом срабатывают порой ваши положительные и отрицательные подкрепления относительно ваших детей.
Захаров А. И. выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка :
Факторы Основные причины
Факторы социально-культурного характера ускорение темпа современной жизни, дефицит времени,
недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления
загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомленность о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.
Социально-экономические факторы Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей,
ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли в раннем возрасте (до 3 лет)
Социально-психологические факторы Дисгармония семейных отношений,
дисгармония семейного воспитания,
нарушения в сфере детско-родительских отношений
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника.
Человек в течение жизни получает большое количество эмоциональных впечатлений, среди которых немало отрицательных, пугающих. Социальная среда должна не уберегать от конфликтов и стрессов, а строить и развивать эмоциональную сферу человека. О личностно-развивающейся социализации можно говорить тогда, когда в социальном пространстве взаимодействия людей воспроизводятся эмоциональные тональности, которые могут служить в качестве эталонов. Растущая и развивающаяся личность должна иметь возможность соотносить свои эмоциональные переживания с эмоциональными переживаниями близкого окружения, развивать и корректировать свою эмоциональную сферу.
Поэтому дошкольное образовательное учреждение, являющееся начальным звеном системы народного образования, имеет свою специфику, определяемую не только возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей. Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника