Фирсова Елена
Психологические особенности личности старшего дошкольника, лежащие в основе его морально-нравственного становления и развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это возраст уникальный во многих отношениях. По меткому замечанию Набокова, именно в этот период «происходит тот толчок, с которого начинает катиться душа человека по жизни», начинает складываться личность. Здесь уже приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя, конечно, личностью ещё не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Ведущим типом деятельности на этом этапе становится игра, которая вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Условия развития ребёнка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Изменение и усложнение деятельности детей предъявляет высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовывать своё поведение. Значительно увеличиваются требования взрослых, центральным из которых становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребёнка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьёзных видах деятельности (учении, труде).
В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Отношения дошкольников характеризуются следующими особенностями:
1. Отношения детей зачастую строятся на подражании взрослым. Дети повторяют оценки старших, порой даже копируют их чувства, но за этими внешними проявлениями осуждения или одобрения чего-то зачастую надолго сохраняется спокойствие чувств.
2. Отношения детей выступают тем ярче и тем быстрее определяются, чем ближе к их жизненному опыту поступки людей, о которых они слышат, чем более они им понятны и привлекательны.
3. Отношение детей к чему-либо обычно поверхностное, следовательно, нестойкое. Дети дошкольного возраста тем чаще занимают либо неправильную, либо нейтральную позицию, чем дальше от их жизненной практики обсуждаемый факт, чем он более сложен, чем более запутанной оказывается нравственная сторона данного события.
Не сумев разобраться во всей сложности конкретного морального факта, дети часто определяют своё отношение к нему на основе частной, порою несущественной его черты, подробности.
4. Отношения детей обычно полярны и безапелляционны. Не видя градаций одного и того же качества, не умея вскрыть сосуществование разных, порой противоположных качеств у одного человека в их различных сочетаниях, дошкольники стремятся отнести каждого человека либо к хорошим людям, либо к плохим. Своё отношение они определяют лишь альтернативно.
Определившееся отношение – необходимое условие осуществления моральных поступков. Однако действия старших дошкольников в основном ещё продолжают оставаться импульсивными. Ребёнок непосредственно направляет их на достижение желаемого. Он ещё не всегда умеет обдумывать свои поступки, оценивать их, не всегда может заглянуть вперёд и подумать о последствиях поступка, сопоставить различные его стороны с моральными требованиями и известными нравственными понятиями.
У детей в этот возрастной период всё чаще возникает необходимость учитывать точку зрения товарища, его права, интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они, как мы уже отмечали, нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.
На протяжении всего дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети не только начинают подчиняться правилам, но и следят за их выполнением другими детьми.
У дошкольника активно развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие ограниченности адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей.
Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже, а именно к старшему дошкольному возрасту. Существенным сдвигом в развитии личности старшего дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако, старшие дошкольники уже достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов его поведения. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными, чем у младших дошкольников. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это, прежде всего, мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребёнком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребёнка выполнения того или иного требования в повседневном поведении.
Другая важная группа мотивов детей, – мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Любое дело дошкольник может превратить в игру.
Большое значение в поведении ребёнка на протяжении всего дошкольного детства имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми, которые значительно определяют социальное развитие ребёнка. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребёнка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
Взаимоотношения ребёнка со взрослым в большой мере зависят от содержания общения со стороны взрослого. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребёнка. Отчуждение взрослого может привести к развитию таких отрицательных качеств, как замкнутость, агрессия, ложь, лесть, угодничество и покорность.
В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы, мотивы самолюбия и самоутверждения.
Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребёнка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребёнка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребёнок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребёнком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. К концу дошкольного детства ребёнок понимает значение выполнения нравственных норм, как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.
Среди нравственных мотивов поведения всё большее место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью другим людям.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности старшего дошкольника. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка – принцип «данного слова». Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
Возникающая иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению. Ведущие мотивы поведения старшего дошкольника отчетливо характеризуют личность ребенка. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребёнок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребёнка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать своё действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьёзным нарушениям правил поведения и деформации личности.