Елена Гаева
Психологические особенности дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности дошкольного возраста
Ранний возраст
Границы возраста : 1-3 года
Социальная ситуация развития: в силу возросших возможностей ребенка, у него и у взрослого появляется общий предмет деятельности, который требует максимальной речевой активности. Начинает формироваться совместная деятельность;
Ведущая деятельность – предметная деятельность. Направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами;
Публикация «Психологические особенности дошкольного возраста» размещена в разделах
Центральное психическое новообразование – самосознание.
Ранний возраст
Развивается предметное восприятие;
Преобладает наглядно-действенное мышление;
Память непроизвольна (преобладает процесс узнавания);
Развивается воссоздающее воображение;
Внимание непроизвольно, управляется внешними источниками
Ранний возраст
Развивается эмоциональная сфера, осваивает первую ступень нравственного чувства;
Развиваются социальные потребности в общении и получении новых впечатлений;
Преобладают деловые мотивы общения.
Ранний возраст
Взрослый – партнер, носитель культурных норм;
Сверстник недостаточно актуален, находится в позиции «рядом»
Кризис 3-х лет
Симптомы:
1. негативизм
2. упрямство
3. строптивость
4. своеволие
5. протест-бунт
6. обесценивание
7. деспотизм/ревность
КРИЗИС 3 ЛЕТ
К 3-м годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Основные проявления кризиса:
Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает прямо противоположное.
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж хочется или давно расхотелось.
Своеволие. Ребенок хочет все делать сам, стремится к самостоятельности во всем.
Обесценивание. Обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого – старые правила поведения, привязанности к вещам.
Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями, ребенок стремится диктовать всем свою волю. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПОЛУЧНО ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА?
Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.
Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку – это бесполезно.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребенка протекает в общественном мете. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних.
Постарайтесь переключить внимание ребенка. Отвлекающие маневры могут заинтриговать капризулю, он успокоится.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор.
Дошкольный возраст
Границы возраста : 3-7 лет
Социальная ситуация развития: существенно изменяется мир отношений ребенка, увеличивается круг контактов. Ребенок стремится активно действовать в этом мире, однако находит собственное пространство активности;
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;
Центральное психическое новообразование – соподчинение мотивов.
Дошкольный возраст
Развитие восприятия – развитие способов и средств ориентации, освоение сенсорных эталонов ;
Преобладает наглядно-образное мышление, развивается словесно-логическое;
Память непроизвольна (постепенно возникает целенаправленное запоминание)
Развивается творческое, продуктивное воображение;
Внимание приобретает сосредоточенность и устойчивость
Дошкольный возраст
Эмоции переживаются ярко и непосредственно;
Чувства приобретают глубину и устойчивость;
Развивается произвольность;
Появляется спектр мотивов деятельности, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст
Сверстник – главный партнер дошкольника;
Взрослый - носитель культурных норм, однако представляет интерес как личность.
Спасибо
за внимание!