Ольга Елагина
Психологические особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи или в неблагоприятных семейных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи или в неблагоприятных семейных условиях
В переломные моменты жизни любой страны усиливается социальная дезадаптация людей. Прежде всего, она коснулась детей. Против ребёнка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Нарастает волна детской беспризорности, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы XX в. По официальным данным число детей, брошенных семьёй на произвол судьбы, социально дезадаптированных, имеющих девиантное поведение постоянно возрастает, их проблемы усугубляются, а спектр этих проблем становится всё более широким.
Публикация «Психологические особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи или в неблагоприятных семейных условиях» размещена в разделах
Рассмотрим наиболее существенные проявления психических дезадаптированных расстройств у детей, воспитывающихся вне семьи, вызывающие трудности их социально-психологической адаптации в приюте и в окружающем их мире в целом.
Самым распространенным является гипердинамический синдром. Основные признаки синдрома гиперактивности- двигательная расторможенность, нарушение концентрации внимания. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Иногда он чрезмерно вспыльчив, драчлив, может быть агрессивным. В обстановке безнадзорности, предоставленный самому себе, ребенок может слепо следовать за любой подростковой группой.
Но не менее важное значение имеют неврозоподобные нарушения. У детей часто встречаются такие проявления, как тики, энурез, заикание. Наряду с этими расстройствами у детей могут отмечаться повышенная отвлекаемость и истощаемость, низкая работоспособность, так называемые патологические привычные действия: кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.
Очень часто у детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается истеричность. Главные черты истерической личности- это эгоцентризм, демонстративности, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие у окружающих. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок для достижения своей цели обычно использует любой дисбаланс в отношении между взрослыми. У подростков могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, склонность к алкоголю, к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию.
Среди психических расстройств можно выделить и депрессивные состояния. Обычно они проявляются в соматовегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения. Отмечаются депрессивные поведения в психомоторной сфере : страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения. Для детей младшего школьного возраста при депрессивном состоянии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. У подростков более отчетливо выражен депрессивный синдром: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, повышенная утомляемость.
Таким образом, попадая в приют, беспризорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.